[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Форум » ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ » ВСЁ О КОМПОЗИТОРАХ » БИОГРАФИЯ ДЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИЯ ДЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
аdminДата: Суббота, 13.08.2016, 08:45 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2222
Награды: 41
Репутация: 10
Статус: Offline
Краткая биография композиторов

Пахмутова Александра Николаевна



Родилась в поселке у Сталинграда. Аля детским взором видела жесточайшие, разрушительные бомбёжки своего города, не сдавшегося фашистам, запомнила долгий путь эвакуированных мирных жителей - с Волги в Казахстан - и дорогу обратно в родные места.А потом была Москва, с которой, по сути, связана вся жизнь Александры Николаевны. Здесь она в середине войны в 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу для одарённых детей, затем окончила Московскую государственную консерваторию.Среди сочинений: симфонические произведения - «Русская сюита», «Ода на зажжение огня», кантаты и оратории - «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», балет «Озаренность».
Около 400 песен, среди которых: «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Старый клен», «Орлята учатся летать», «Нежность», «Созвездие Гагарина», «Трус не играет в хоккей», «Беловежская пуща», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс» (1992) и многие другие.
Музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, - ты мир!»
Прикрепления: 5702996.gif (18.7 Kb)


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdminДата: Суббота, 13.08.2016, 08:52 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2222
Награды: 41
Репутация: 10
Статус: Offline
Краткая биография композиторов
Попатенко Тамара Александровна


Светлая, жизнеутверждающая, по-русски распевная музыка композитора Попатенко обращена, прежде всего, к юному поколению. Она один из самых известных и популярных детских композиторов.

Тамара Александровна Попатенко родилась 22 апреля 1912 года в городе Москве. Учиться музыке начала с восьми лет. Отец девочки был первым учителем игры на рояле. Юрист по профессии, он, однако, считал музыку истинным призванием и мечтал о музыкальном будущем для единственной дочери. В связи с частыми переездами семьи Тамара поступила в музыкальную школу лишь пятнадцати лет в городе Новочеркасске.

Здесь, в музыкальной школе, Тамара впервые попробовала записать сочиненную музыку – незатейливые фортепианные пьесы. Через два года  Тамара Попатенко поступает в Ростовский музыкальный техникум сразу по двум специальностям: фортепиано и сочинение. Успешно окончив музыкальный техникум, Попатенко в 1932 году едет в Москву поступать в Московскую консерваторию. Исполненные ею фортепианные «Причуды» получили одобрение экзаменационной комиссии, и Тамара Попатенко была зачислена на отделение композиции в класс профессора Р.М. Глиэра. Работой студентки непосредственно руководили и такие замечательные педагоги, как Г.И. Литинский, В.Я. Шебалин. В 1938 году Т.А. Попатенко успешно заканчивает Московскую государственную консерваторию.Творчество Попатенко включает музыку самых разнообразных жанров: струнные квартеты, три детские сюиты  для симфонического оркестра («Новогодняя», «Игрушки», «Гуси-лебеди»), фортепианные и инструментальные пьесы, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Р. Бернса, французских поэтов, музыку к спектаклям, к мультфильму, оперы-сказки, одноактный балет «Репка». Музыка Попатенко часто звучит по радио в детских передачах: «Солнечный зайчик», «Королева Зубная щетка», «Дили-Дон», «Маша-растеряша», «Снегурочка и лиса».Ею написаны хоровые произведения  для взрослых: цикл «Леса шумят» на стихи П. Комарова и М. Лапирова (пять хоров смешанного состава a capella), «Осень» хор a capella на стихи Я. Шведова и В. Харьюзова; хоры с сопровождением «Помнит солдат» и «Новички» на стихи Б. Дубровина; хоры и песни на стихи советских поэтов (1970-1971). Т. Попатенко написана кантата «Горный ветер» для детского хора, симфонического оркестра и чтеца, создано множество песен и хоров для детей всех возрастов.
«Я очень люблю ребят и поэтому большая часть моего творчества отдана им», - говорила Т. Попатенко. Она хорошо чувствует и знает специфику каждого возраста и исполнительские возможности ребят. На тексты известных детских поэтов О. Высотской, Н. Найденовой, В. Викторова, М. Ивенсен,  И. Лешкевич и других, с которыми композитора связывает давняя творческая дружба, написано большое количество песен для маленьких исполнителей и слушателей. Тематика  этих песен помогает  детям познавать  окружающий мир, вырабатывает светлое мировосприятие, пробуждает у детей любовь к Родине, трудолюбие, доброту. Таковы песни «Родине спасибо», «Мой огород», «На даче», «Все ребята любят мыться», «Праздничеая» и многие другие. Композитор учитывает ограниченные  исполнительские возможности малышей, отсюда одноголосное изложение мелодии, диатоника, небольшой объем в пределах кварты-квинты.
Мелодии песен для малышей удобны для исполнения. Некоторые из них, например, состоят из повторений сходных мотивов, которые отличаются только каденциями. Это помогает детям легче воспринять и запомнить мелодию.  В некоторых песнях Попатенко использует моменты звукоподражания в вокальной партии – изображение лая собаки, сигнала машины и т.д. для этих целей могут быть использованы «гудошники».

Намеренная скупость и сжатость вокальной линии у Попатенко восполняется остроумной гармонизацией,  отделкой деталей сопровождения, которое часто носит изобразительный характер. У детей создается зримый образ; например, в песне «Самолет» (слова Найденовой) повторяющаяся остинатная фигура в фортепианном сопровождении имитирует рокот самолета. В песне «Курочка» (слова И. Лешкевич) вступление и фортепианное сопровождение насыщено секундами, форшлагами, диссонирующими созвучиями, передающими кудахтанье курицы.
Изобразительные моменты встречаются и в песне «Машина» (слова Н. Найденовой), и в песнях «Точка» (слова И. Лешкевич), «Бобик», «Птичка», «Все ребята любят мыться» (слова Н. Найденовой). Большое количество песен написано Т. Попатенко для детей младшего школьного возраста. В расчете на более развитый слух и голос композитор использует иные средства выразительности. Наряду с диатоникой встречаются и небольшие хроматические и полутоновые движения в мелодии. Диапазон ее шире, встречаются квартовые скачки. Более сложен гармонический язык песен. Фортепианное сопровождение очень красочное, всегда дополняет и углубляет музыкальный образ.  Наиболее известны и любимы детьми начальных классов такие песни Т. Попатенко «Знакомый дом» (слова  В. Викторова), «Звездочка» (слова А.Кузнецовой), «Шуточная физкультурная», «Снежный дом», «Скворушка прощается» (слова М. Ивенсен). Песня «Скворушка прощается» - одна из лучших песен для младших ребят не только в творчестве Тамары Попатенко, но и вообще среди всех песен того времени. Она проникнута настроением грусти. Судьба скворушки волновала ребят, и композитору пришлось создать трилогию, дописав еще песни «На чужбине» и «Возвращение скворца» (на слова Г. Ладонщикова).  Это «Нехорошая оса» (слова З. Петровой), «Котенок и щенок» (слова В. Викторова), «Про плутишку кота» (слова  И. Лешкевич).
Кроме оригинальных песен для детей у Тамары Попатенко много обработок различных народных мелодий; русских, белорусских, венгерских, немецких, японских, индонезийских болгарских, норвежских. Например, «Гусята» - немецкая народная песня, «Веночек» - венгерская народная песня, «В гости я тебя зову» - белорусская народная песня, «Сорока-сорока» - русская народная песня, «Мальчик-замарашка» - финская народная песня.Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Тамарой Попатенко написаны оперы-сказки: «Голубой конверт», «Снегурочка»(«Зимняя сказка»), «На лесной опушке». Т. Попатенко часто бывала на школьных праздниках и детских музыкальных фестивалях. Тамара Александровна рассказывала: «Такие контакты помогают мне в работе, я знаю, что больше всего интересует моих слушателей, какие по теме и характеру произведения они любят слушать и исполнять».Песни для школьников различны по исполнительским трудностям. Это – одно- и двухголосные хоры с сопровождением или же трех-, четырехголосные хоровые сочинения a capella. Композитор пользуется в них красочной гармонией, разнообразными полифоническими приемами изложения. Наряду с диатоническими мелодиями встречаются и хроматические, со скачками на большие интервалы.Особенно трудны песни трех- и четырехголосные, написанные без сопровождения. Различная степень сложности рождена тем, что композитор пишет песни и хоры для детских хоровых коллективов, среди которых есть более и менее подготовленные. Так, некоторые произведения можно рекомендовать для исполнения в школе, на уроках пения. Хоровые коллективы, хоровые студии, обладающие большим мастерством, могут исполнить «Ноктюрн», «Осень, роща золотая» и другие произведения Попатенко a capella. «Ноктюрн» (стихи Б. Дубровина) написан для четырехголосного детского или женского хора без сопровождения. В нем рисуется картина ночи в Ленинских Горках. В «Ноктюрне» сочетается мягкость, задушевность мелодии, плавный размеренный ритм с яркой, сочной, красочной гармонией и тонкой, выразительной динамикой.Произведения Т. Попатенко, посвященные образам природы, большинстве своем написаны для хора без сопровождения. В детских и юношеских голосах композитор находит многообразные краски  для обрисовки музыкальными средствами картин осени, весны, леса, моря. Одним из самых популярных пейзажных произведений Т. Попатенко стала «Береза» (стихи С. Есенина). Вступление к песне состоит из ряда коротких попевок, исполняющихся без слов. Сразу устанавливается настроение задумчивости, созерцательности. Мелодия песни красивая и немного грустная.Образ березы не раз встречается в творчестве Тамары Попатенко. Живет она, воплощая порой образ Родины, в песнях «Весну березка в поле ждет» (слова Е. Авдиенко), «У заветной березки» (слова И. Казакова), «Ходит, бродит осень» (слова Е. Трутневой).  В последнем цикле Т. Попатенко на слова Ю. Островского «К подвигу каждый готов» один из хоров повествует о русских березах, выстоявших трудную студеную зиму в полях под Москвой.Хоры Т. Попатенко a capella часто бывают, близки русским народным песням и по интонационному строю и по характеру подголосочно-полифонической фактуре.  Таковыми являются хор «Ой, ты зимушка-зима» на слова Н. Берендгофа и хор на слова А.Пришельца «Осень – роща золотая».Из детских хоров, посвященных образам природы, созданных Т. Попатенко, девять объединены в хоровой цикл «Времена года». Цикл состоит из двух тетрадей.  Четыре хора «Весенний наигрыш», «Какого цвета лето?», «Осень в лесу», «Падает снег» составляют содержание первой тетради. Другие пять: «Где гуляет лето»,  «Весну березка в поле ждет», «О чем шумели деревья», «Кончилось лето» и  «Снова яблонька цветет» составляют вторую тетрадь. В цикле тонко,  красочно, и в тоже время в доступной для детей форме даются прекрасные миниатюрные зарисовки картин природы. Наиболее трудный по исполнению хор – «Осень в лесу». Остальные хоры менее сложны.В 1967 году Т. Попатенко была написана детская кантата для хора, симфонического оркестра и чтеца.  «Музыка кантаты сразу же создает впечатление праздничной приподнятости и просто хорошее настроение у слушателей. Ребятам очень нравится кантата, они исполняют ее всегда с большим воодушевлением»  (из письма к Т. Попатенко руководителя детской студии города Дубны О. Ионовой).Кантата «Горный ветер» (слова Ю. Островского) состоит из пяти частей. В ней рассказывается о веселом путешествии ребят на воздушном корабле (первая часть «Полет»), об их отдыхе на берегу моря (вторая часть «Здравствуй, море»), о путешествии в горы (третья часть «Горный ветер»), о раздумьях у могилы героев (четвертая часть «На перевале»). Пятая часть итог произведения – проникнута ясным, светлым характером. Композиция кантаты  отличается стройностью, чему способствует повторение темы вступления в третьей части и в финале, а также введение текста чтеца, соединяющего части кантаты между собой.     Первые три части, и финал кантаты написаны для хора с сопровождением, четвертая часть – для трехголосного хора a capella. Она наиболее трудна для исполнения. Четвертая часть «На перевале» - один из лучших номеров кантаты. Ее тема по характеру и изложению напоминает русские народные многоголосные песни. Постепенно музыка становится все более драматичным и приводит к кульминации, которая звучит с большой внутренней страстностью на словах «Отчизне жить, фашистам смерть!»
Характер второй строфы этой части постепенно становится торжественным и воспринимается как гимн героям. Следующий затем небольшой вокализ завершает часть.  И еще ярче и светлее звучит бурный, солнечный финал кантаты. Произведения  Тамары Александровны Попатенко – веселые и суровые, печальные и героические хорошо известны и любимы теми, для кого и о ком она писала.
Прикрепления: 2343750.jpg (9.8 Kb)


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
Форум » ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ » ВСЁ О КОМПОЗИТОРАХ » БИОГРАФИЯ ДЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

2021 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.