12:22
«Восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»: особенности трактовки понятий

Автор: Королева Екатерина Дмитриевна, воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №229»
Населенный пункт: г.Самара

 

  В статье на основании существующих подходов к трактовке процесса восприятия даются определения музыкального восприятия и восприятия музыки, рассматриваются их особенности.

  Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение различных её аспектов на каждом этапе данного развития является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одним из компонентов музыкальной культуры. Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивируя и распространяя развлекательную, шаблонную музыку воспитывают слушателей с простейшими, примитивными музыкальными запросами, лишают их «высших музыкальных потребностей, то есть ценностного, нравственно-эстетического и художественного-эстетического восприятия и познания музыкального искусства» [2, с.6]. Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е.С. Борисова утверждает: «Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появлении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [2, с.3].

  Для того, чтобы перейти к изучению понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» необходимо, в первую очередь, рассмотреть понятие «восприятие». Приведем некоторые определения, данные учеными-психологами.

  «Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно» (К.К. Платонов) [6, с.24].

  «Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств» (И.Б. Котова, О.С. Канаркевич) [4, с.243].

  «Восприятие (перцепция) – это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках; психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов» (Ф.Р. Филатов) [9, с.312].

  Таким образом, рассмотрев представленные выше определения, можно выделить существенные характеристики восприятия:

Ø восприятие есть процесс;

Ø восприятие порождает конкретный продукт – чувственный образ;

Ø основное условие возникновения восприятия – воздействие внешнего мира на органы чувств.

  И.В. Щербак подчеркивает, что образы восприятия построены на основе различных ощущений, но, они не являются просто суммой этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам. Привычные, знакомые объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые – поэтапно, развернуто. Проще говоря, восприятие человека без деятельности памяти и мышления невозможно. Восприятие - это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает окружающий мир, осваивает воспринимаемые объекты [10].

  В отношении понятий «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» в современной музыкальной психологии и педагогике нет полного и единого понимания их сущности, что подтверждает сложность исследуемых явлений. Более того, зачастую «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» употребляются как синонимы. Однако, в последнее время в музыкально-психологических трудах все чаще данные понятия разграничиваются.

  Музыкальное восприятие, по мнению Е.В.Назайкинского, – есть восприятие, направленное на постижение и самое главное, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как художественный эстетический феномен [5].

  Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.

  Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.

  Роль музыкального восприятия в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что становится частью музыкальной культуры; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

  Л.А. Безбородова рассматривает термин «музыкальное восприятие» с позиции музыкальной педагогики и связывает его со знакомством с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, но подчеркивает, что пока педагог трактует его исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого [1, с.316]. Так в процессе певческой деятельности учащиеся неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), учащиеся активно воспринимают музыку и ее своеобразный «язык».

  Восприятие музыки в музыкально-энциклопедических источниках определяется как «сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слушание музыки, её понимание, переживание и оценку. Это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны музыкальной формы» [2, с.5].

  Многие исследователи, занимающиеся проблемой восприятия музыки, указывают на то, что она влияет на физическое состояние слушателя: оказывает глубокое воздействие на физиологические реакции, ускоряет метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание, пульсацию и кровяное давление, таким образом дает физическую основу для генезиса эмоций. Таким образом, восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

  В психологическом плане музыкальное произведение как эстетическая реальность существует в двух видах: в процессе непосредственного восприятия реально звучащей музыки и в виде слуховых представлений. Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения. И этот процесс носит стадиальный характер.

З.Г.Казанжиева - Велинова выделяет три основные стадии восприятия:

1. докоммуникативная – формируется готовность к слушанию;

2. коммуникативная – отражает реальный процесс восприятия музыки;

3. посткоммуникативная – связанна с осмысливанием произведения после окончания его звучания [3, с.32-40].

А.Н.Сохор выявляет следующие стадии музыкального восприятия:

1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие;

2) стадию слушания как физический процесс; первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления от прослушиваемого произведения; при первом прослушивании слушатель неподготовленный получает лишь общее представление о музыкальном образе;

3) стадию понимания и переживания; она связана с повторным прослушиванием музыкального произведения, где уже включаются аналитические свойства сознания, происходит интонационно-образный анализ музыкального произведения.

4) стадию интерпретации и оценки; в процессе последующего прослушивания слушатель уже сопоставляет звучащий материал в данный момент времени с ранее воспринятым материалом. Через синтез на основе глубокого анализа происходит рационально-логическое освоение материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла, произведение открывается другими гранями. Автор считает, для того чтобы верно оценить и осознать произведение, у слушателя должен быть накоплен определенный музыкально-слуховой багаж [8, с.59-74].

  А.Н.Сохор подчеркивал, что деление на стадии – условно, поскольку последовательность может меняться, - одна стадия может объединяться с другой. Так, например, понимание, оценка и переживание часто протекают слитно.

  Восприятие музыки различно у каждого человека и зависит от музыкального и жизненного опыта, от уровня общего и музыкального развития индивида. Но, как подчеркивает музыкальный педагог Б.С.Рачина, «восприятию, в том числе и музыкальному, ребенка следует специально учить» [7, с.83]. «Процесс восприятия совершенствует по мере развития музыкального слуха, овладения приемами музыкального мышления и развития музыкальной памяти», а также по степени изучения музыкального языка, музыкальной речи [7, с.86].

Список литературы:

1. Безбородова, Л.А. Сущность теории музыкального образования // Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002. — 316 c.

2. Борисова, Е.С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью. Монография / Е.С.Борисова – Самара: изд-во СамНЦ РАН, 2013. – 126с.

3. Казанджиева - Велинова, З.Г. Мнения и оценки слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей» Текст. / З.Г. Казанджиева - Велинова. - София, 1976. - С.32-40.

4. Котова, И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология : учебное пособие / И.Б. Котова., О.С. Канаркевич., В.Н.Петриевский. -- Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 243с.

5. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е.Назайкинский. – М.: Изд-во «Музыка», 1972. – 384с.

6. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М. : Высшая школа, 1984.

7. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С.Рачина. – СПб.: Композитор, 2007. – 544 с.

8. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления. сб. статей / под ред. М. Г. Арановского. – М. : Москва, 1974. – С. 59-74.

9. Филатов, Ф.Р. Основы психологии : учебное пособие / Ф.Р. Филатов -- М., 2007. 312с.

10. Щербак, И.В. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре [Электронный ресурс] / И.В. Щербак // Международный педагогический портал. – 2016. – Режим доступа : https://solncesvet.ru/rol-vospriyatiya-muzyiki-v-muzyikalnoy-2

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Статьи | Просмотров: 324 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2020 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.