
Автор: Мамедова Елена Аликовна, музыкальный руководитель
Учреждение: МАДОУ детский сад № 488
Населенный пункт: г. Екатеринбург
Пояснительная записка:
Очень скоро состоится празднование Дня народного единства.
Наша команда занялась разработкой сценария праздника, посвящённого дружбе народов России. Изначально планировалось создать стандартное мероприятие с играми «Шарики дружбы народов России», но постепенно разработка переросла в увлекательный проект «По просторам России», который мы с радостью предлагаем вам в работу.
Основная идея проекта состоит в том, чтобы показать детям регионы нашей страны.
Мы решили использовать цветовой код, символизирующий разные уголки России. Каждый шарик представляет отдельный регион и связан с соответствующей областью.
Результатом работы стал увлекательный сценарий, включавший игры, презентации и информационные блоки о каждом регионе (для старших детей).
Итак, об алгоритме реализации проекта:
1. Проведение досуга «Шарики дружбы народов России» (использовать только 4 шарика):
- Ведущая рассказывает о том, что наша страна очень большая и в ней живут разные народы. В детский сад прилетели разноцветные шарики и принесли письма с разных уголков нашей Родины.
- Дети выбирают шарик любого цвета (не имеет значения очерёдность выбора цвета).
- Ведущая произносит предложенный текст, открывает конверт и читает письмо.
*** Для каждого шарика мы сделали отдельную страничку – «Эпизод» (для удобства педагогов).
* Проводится игра (в соответствии с указанным регионом России).
2. В последующие дни:
- Дети вместе с воспитателем выбирают ещё шарики;
- открывают конверты, читают письмо;
- знакомятся с регионом (презентация + карточки);
- играют в игру.
Игры с шариками интегрируются в любую деятельность в режиме детей:
- если у детей в этот день физкультурное или музыкальное занятие, то игра проводится в рамках занятия.
Таким образом, у детей сформируется представление о просторах России, о многообразии культуры народов, о разнообразии и богатстве природы.
Дети собираются в зале для празднования Дня народного единства. Ведущая вводит детей в игровую ситуацию мероприятия: показывает, что в детский сад прилетели воздушные шарики с разных уголков нашей Родины. Шарики принесли специально к этому празднику письма от детей, живущих в разных краях России.
Цель: приобщать детей к государственному празднику.
Задачи:
• Формировать представления детей о понятиях Родина, просторы, территория, край, регион, народы, дружба.
• Приобщать детей к совместным играм.
• Приобщать детей к культуре народов России.
• Приобщать детей к миру музыки.
• Развивать физическую активность, внимание, память, самоконтроль, обогащать словарный запас.
• Развивать эмоциональную сферу.
• Воспитывать дружелюбие.
• Воспитывать чувства патриотизма.
Роли:
Ведущая – муз. рук.
Реквизиты: ободок «Солнце», ленты (оранжевые, желтые) каждому участнику, 2 обруча, фишки – крабы, рыбки, 2 корзинки, фишки – самоцветы, игрушки-рыбки, шапка казака, медали на ленте.
Репертуар:
1. Игра «Северное солнце»
2. Игра «Крымское солнышко»
3. Игра «Пастух и овечки»
4. Игра «Дальневосточные краболовы»
5. Игра «Уральские самоцветы»
6. Игра «Хочу быть казаком»
ХОД ПРАЗДНИКА
СЛАЙД № 1
(заставка)
Дети собираются в зале для празднования Дня народного единства. Ведущая вводит детей в игровую ситуацию мероприятия: показывает, что в детский сад прилетели воздушные шарики с разных уголков нашей Родины. Шарики принесли специально к этому празднику письма от детей, живущих в разных краях России.
СЛАЙД № 2
(карта)
Муз. рук.:
Добрый день, дорогие ребята! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник, который объединяет нас всех. В преддверии этого события я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие
по нашей стране, чтобы узнать, как дружат между собой разные народы России. Только путешествовать мы будем необычно, не выходя из этого зала. Посмотрите, в нашем зале висят воздушные шарики разных цветов. К каждому шарику привязан конверт с письмом. Сегодня к нам на праздник прилетели шары дружбы из разных уголков нашей большой Родины. На своих ниточках они принесли письма с посланиями от деток, живущих в разных местах России.
Давайте откроем эти письма и прочитаем, что написано внутри. Выберем, с шарика какого цвета мы начнём?
Дети выбирают шарик определенного цвета, Ведущая развязывает ниточку и достаёт письмо. Далее смотреть описание работы с шариком, который выбрали дети.
«БЕЛЫЙ ШАРИК»
Муз. рук.:
Мы выбрали белый шарик, который прилетел к нам с далекого холодного Севера. Белый цвет символизирует чистоту и снега, покрывающие земли Севера.
СЛАЙД № 3
Русский север
Давайте посмотрим, что написано в письме от жителей Севера:
«Дорогие ребята! Мы живем на Севере, где много снега и льда. Наша земля сурова, но красива. Мы любим петь песни и танцевать под звуки бубна. У нас есть традиционные костюмы из меха и шерсти, которые защищают нас от холода».
СЛАЙД № 4. Костюмы
СЛАЙД № 5 Северный олень
Муз. рук.:
А теперь мы сыграем в игру северных народов — «Хейро» (Солнце)
Игра «Северное солнце»
Подготовка к игре:
Выбирается участник на роль «Солнца».
Дети становятся в круг, берутся за руки.
В центре круга сидит на корточках «солнце».
Ход игры:
Звучит этническая музыка.
Все участники идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Хейро» и делают движения руками вперёд-назад.
Когда солнце встаёт (поднимается и вытягивает руки в стороны), все разбегаются в разные стороны.
Солнце догоняет игроков и пытается дотронуться своим лучиком (осалить)
При словах Ведущей «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети должны вернуться в круг.
Правила:
Бегать можно только после того, как солнце встанет
Нужно уворачиваться от «солнца».
Те, кого солнце не успело коснуться, возвращаются в круг
Те, кого Солнце осалило, выбывают из игры.
«СИНИЙ ШАРИК»
Муз. рук.:
Мы выбрали синий шарик. Синий цвет — это цвет моря, неба и воды. Интересно, из какого уголка России мог прилететь синий шарик? Может быть, он прилетел с берегов Чёрного моря, где плещутся синие волны и дуют морские ветры? Давайте посмотрим, что написано в письме:
«Дорогие ребята! Мы живём на полуострове Крым. Наш полуостров омывает Чёрное море. На самом деле вода в море совсем не чёрная. Это море имеет такое необычное название. Мы любим собирать виноград и лакомиться фруктами».
СЛАЙД № 6. Черное море, виноградники, фруктовые деревья.
СЛАЙД № 7. Полуостров Крым
Игра «Крымское солнышко»
Атрибуты:
Обручи - 2 шт.
Ленты (оранжевые, желтые) каждому участнику игры по одной.
Подготовка к игре:
Все участники делятся на 2 команды.
Команды строятся в колонны.
На расстоянии 5 метров перед колоннами положить обручи.
Всем участникам раздать ленты (длина лент - 50 см)
Ход игры:
Звучит музыка.
Первый участник бежит к обручу и укладывает свой лучик (ленту), возвращается к своей команде, передаёт эстафету следующему участнику,
«КРАСНЫЙ ШАРИК»
Муз. рук.:
Мы выбрали красный шарик. Интересно, из какого уголка России мог прилететь красный шарик?
Может быть, он прилетел с Кавказа, где горы возвышаются над зелеными лугами, а реки стремительно бегут вниз по ущельям? Давайте посмотрим, что написано в письме:
«Дорогие ребята! Мы живём на Кавказе. Это место, где возвышаются горы. У нас есть традиция устраивать праздники с танцами и песнями. Мы любим пить ароматный чай и лакомиться национальными блюдами. А еще, с давних времён наш народ выращивает домашних животных».
СЛАЙД № 8
«Кавказские горы»
Муз. рук.:
А теперь мы сыграем в игру. Представьте, что вы овечки, пасущиеся на зеленых лугах Кавказа. Ваши ножки прыгают по мягким травам, а ушки шевелятся, прислушиваясь к журчанию ручья.
Игра «Пастух и овечки»
СЛАЙД № 9
(овечки)
Атрибуты:
Повязка на глаза для пастуха.
Ход игры:
Выбирается «пастух» — он стоит в центре круга с повязкой на глазах.
Остальные дети — «овечки».
Дети идут по кругу и говорят:
«В горах овечки гуляют,
Травку сочную жуют,
Пастухи их охраняют,
И от волка берегут!»
Когда зазвучит музыка, «овечки» разбегаются по площадке.
«Пастух» должен поймать «овечек» на ощупь.
Через 1-2 минуты музыка останавливается, пастух снимает повязку, ведётся подсчёт овечек.
Выбирается новый «пастух»
Правила:
«Овечки» не могут бегать, а только быстро ходят.
«Овечки» должны издавать звуки «бе-е-е»
«Пастух» не может снимать повязку
Пойманные «овечки» временно выходят из игры.
«ФИОЛЕТОВЫЙ ШАРИК»
СЛАЙД № 10
«Дальний Восток»
Муз. рук.:
Мы выбрали фиолетовый шарик. Фиолетовый цвет — это цвет загадок и тайн. Интересно, из какого уголка России мог прилететь фиолетовый шарик? Давайте посмотрим, что написано в письме:
«Дорогие ребята! Мы живём на Дальнем Востоке, где океан встречается с континентом. Мы любим ловить рыбу и лакомиться дарами океана».
Муз. рук.:
А теперь мы сыграем в игру. Представьте, что вы краболовы, отправляющиеся на ловлю крабов в холодное море. Вам предстоит поймать крабов и наполнить корзины уловом.
СЛАЙД № 11
«Дальневосточные крабы»
Игра «Дальневосточные краболовы»
Атрибуты:
Фишки с изображением крабов.
Фишки с изображением рыбы.
Корзинки - 2 шт.
Подготовка к игре:
Дети делятся на две команды. На полу хаотично раскладываются фишки (крабы и рыбки).
Команды строятся в колонны и держат впередистоящих участников за талию одной рукой.
Первые участники - ловцы крабов, последние участники держат корзинки.
Ход игры:
Команды отправляются на добычу крабов.
Колонна движется по залу.
Добыча краба:
- «Ловец крабов» останавливается возле фишки с изображением краба,
- берёт краба, бежит к последнему участнику,
- кладёт краба в корзину, забирает корзину себе.
Команда продолжает добычу крабов.
Финал игры:
Игра заканчивается, когда все участники одной из команд добыли своего краба (первый ловец снова оказался впереди колонны).
Правила:
Фишки с изображением рыбок брать запрещено.
Команда должна быть единой (отпускать впередистоящего члена команды нельзя).
«ЗЕЛЁНЫЙ ШАРИК»
Муз. рук.:
Мы выбрали зелёный шарик. Зелёный цвет — это цвет природы, самоцветов. Интересно, из какого уголка России мог прилететь зелёный й шарик?
Может быть, он прилетел с Урала, где золото, драгоценные камни искрятся в горах и речках.
Давайте посмотрим, что написано в письме:
«Дорогие ребята! Мы живём на Урале, где горы скрывают в себе множество драгоценных камней. Чтобы их добыть, людям приходится много трудиться».
СЛАЙД № 12
Уральские горы
Муз. рук.:
А теперь мы сыграем в игру «Уральские самоцветы». Представьте, что вы шахтёры, спускающиеся в шахту.
(Ведущая демонстрирует, дети повторяют - опускаются на корточки, изображая спуск в шахту.)
Сейчас я разложу красивые самоцветы на полу. Когда зазвучит музыка, вы «спуститесь» в глубокую шахту и будете собирать эти сокровища. Когда музыка остановится, вам нужно выбраться из шахты - встать на ножки и принести самоцветы вот в эту корзинку.
СЛАЙД № 13
Уральские самоцветы
Игра «Уральские самоцветы»
Ход игры:
На полу игровой площадки хаотично разложить самоцветы.
Звучит уральская музыка.
Дети опускаются на корточки и, передвигаясь по залу, собирают самоцветы.
Музыка останавливается.
Дети бегут к корзинке, складывают в неё самоцветы.
Игра повторяется.
«ОРАНЖЕВЫЙ ШАРИК»
СЛАЙД № 14. Кубань
Муз. рук.:
Мы выбрали оранжевый шарик. Оранжевый цвет — это цвет солнца и тепла. Интересно, из какого уголка России мог прилететь оранжевый шарик? Может быть, он прилетел с Кубани, где степи чередуются с виноградниками и бахчами? Или, может быть, из Краснодара, где казаки устраивают праздничные гуляния? Давайте прочтём письмо.
«Дорогие ребята. Мы живём на Кубани. Кубань — край солнца и хлеба. Самым главным блюдом считается кукурузная каша. У нас поют очень душевные песни и танцуют так задорно, что ноги сами в пляс идут. Славен наш край казаками».
Давайте поиграем в игру про кубанских казаков.
Игра «Хочу быть казаком»
Атрибуты:
Шапка.
Медали казаков на ленте.
Подготовка к игре:
Выбирается участник, который хочет стать казаком. Для этого он должен поймать шапку.
Все участники встают в круг.
Выбранный участник стоит в центре круга.
Одному из участников дают шапку.
Ход игры:
Звучит музыка.
Участники, стоящие в кругу, начинают перебрасывать шапку друг другу.
Участник в центре круга должен шапку поймать, перехватить.
Если ему удаётся поймать шапку, то его посвящают в казаки - одевают медаль казака на ленточке.
Выбирается новый игрок, желающий стать казаком.
Игра начинается заново.
Правила:
Участники перебрасывают шапку только тогда, когда звучит музыка.
Если музыка остановилась, а участник шапку так и не поймал, он не сможет стать казаком.
Завершение путешествия по просторам России
СЛАЙД № 15
карта России
Муз. рук.:
Вот какое путешествие получилось по нашей Родине. Вы многое узнали, многое увидели, много играли. Когда вы станете совсем большими и сможете побывать во всех уголках нашей большой страны. А страна у нас очень большая и живёт в ней очень много людей. Все люди нашей страны живут очень дружно. Помогают друг другу, любят ездить друг к другу в гости.
Я была рада вас видеть, и надеюсь, что наше путешествие станет для вас незабываемым. До свидания!

Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.
|