Автор: Бражнова Ирина Владимировна, музыкальный руководитель
Учреждение: МБДОУ №292
Населенный пункт: г.Красноярск
Актуальность проекта.
Общеизвестно, что исключительная важность проведения семейного досуга именно совместно обусловлена включённостью в такой досуг различных вариантов механизмов межличностной коммуникации: общение взрослых членов семьи с детьми, общение младших детей со старшими, общение взрослых людей между собой. Такой широкий диапазон одновременных межличностных контактов способен создать крепкие эмоциональные связи, придать досуговому общению особую искренность и теплоту.
Но осуществлению совместного досуга родителей и детей дошкольного возраста могут препятствовать такие проблемы как дефицит свободного времени у родителей, финансовые трудности, а также разница досуговых потребностей детей и родителей в силу различий в возрасте и интересах. Последний аспект особенно актуален для семей с детьми дошкольного возраста. Именно родители дошкольников испытывают особую потребность в грамотно педагогически-организованном совместном досуге.
По мнению С.В. Лавренцовой, реализация воспитательного потенциала семейного досуга может быть обеспечена на основе:
а. "системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;
б. целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;
в. включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей (Лавренцова, 2004. С. 55) ".
Стоит отметить, что в последние годы одной из устойчивых тенденций в сфере досуга является некоторое стремление к её объединению со сферой образования. А именно, одним из приоритетных направлений становится трансформация функциональной сферы образовательных учреждений в более широкую плоскость. Здесь имеется в виду создание на базе образовательного учреждения такого пространства, в котором кроме реализации образовательной и воспитательной деятельности должна активно присутствовать досуговая составляющая. Образовательное учреждение должно по своей сути представлять из себя многофункциональное пространство для разнообразной совместной досуговой деятельности не только непосредственно воспитанника либо учащегося, но и всей семьи.
На наш взгляд, в данной ситуации решение досуговых проблем молодых семей действительно может лежать в поле деятельности образовательных учреждений, которые во-первых, посещаются детьми и их родителями ежедневно, во-вторых, ребёнок именно здесь проводит всё своё время в отсутствии родителей (7-12 часов в сутки), в-третьих, как правило, учреждение образования обычно в пешей или близкой транспортной доступности от места жительства учащихся или воспитанников, что экономит время родителей, и в-четвёртых, учреждения располагают необходимыми специалистами и ресурсами в сфере педагогики и психологии. Такой площадкой могут выступать дошкольные образовательные учреждения в дальнейшем именуемые ДОУ.
Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2020 г. № 59599 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" ДОУ реализуют следующие задачи:
"охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей (Приказ Министерства просвещения, 2020).
Согласно представленному выше документу одной из приоритетных задач ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников и их педагогическое консультирование. Основная образовательная программа дошкольного образования, где говорится о создании условий для участия родителей в образовательной деятельности и взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников, также говорит о необходимости постоянной "включенности" родителей в воспитательный и образовательный процесс дошкольного учреждения.
Здесь мы видим, что в дошкольных образовательных учреждениях заложен определённый досуговый потенциал, реализуемый далеко не в полной мере. На сегодняшний день взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников зачастую ограничено локальными мероприятиями (родительские собрания, праздники, конкурсы по совместному декоративно-прикладному творчеству и т.д.) и не носит системный характер.
Наиболее полноценно реализовывать вышеперечисленные задачи помогла бы возможность интеграции в воспитательный и образовательный процессы ДОУ совместного семейного досуга детей и их родителей. Таким образом, дошкольные образовательные учреждения могут стать своеобразными локальными семейными досуговыми центрами для семей своих воспитанников, где родители смогут интересно и с пользой проводить время с детьми на постоянной основе. Такая интеграция могла бы стать полезной также и для работников ДОУ (воспитателей, специалистов). Воспитатели будут иметь возможность установления более близкого неформального контакта с семьями своих воспитанников, что может положительно сказываться на воспитательном и образовательном процессе в дальнейшем.
С целью выявление приоритетных форм досуговой деятельности для осуществления совместного семейного досуга был проведён экспертный опрос в котором приняли участие 5 специалистов:
1. заведующий МБДОУ № 292;
2. художественный руководитель, режиссёр и педагог по актёрскому мастерству детской театральной студии "Бумажная луна";
3. художественный руководитель, хореограф студии детского танца и акробатики "Колибри";
4. художественный руководитель культурно-социального комплекса "Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова";
5. и. о. заведующего Детской библиотекой им. К. И. Чуковского.
Экспертам было предложено 5 вопросов (Приложение А).
1. По мнению всех опрошенных экспертов семьям воспитанников учреждений необходима помощь в организации совместного с детьми семейного досуга;
2. Все эксперты считают полезным для их учреждения более тесное, систематическое взаимодействие с родителями своих воспитанников;
3. Все эксперты считают возможным создание условий для совместного досуга семей воспитанников на базе своего учреждения;
4. Экспертами были выбраны направления досуговой деятельности соответствующие миссии и деятельности их учреждения:
хореографическую и театральную деятельность выбрали трое опрошенных;
музыкальную деятельность отметили двое из опрошенных экспертов;
познавательно-исследовательскую, двигательно-спортивную, ИЗО-деятельность выбрали по одному специалисту.
5. Опрошенными специалистами были предложены следующие формы организации семейного досуга: детско-взрослый хоровой коллектив, детско-взрослый хореографический коллектив, совместные хореографические мастер-классы для детей и родителей в течение учебного года, проведение совместных календарных и обрядовых праздников для детей и родителей, семейный театральный клуб, познавательно-исследовательский семейный клуб.
Стоит отметить, что руководитель хореографической студии сделала акцент на совместной подготовке детей и родителей к отчётным концертам, таким образом полноценно включив родителей в репетиционный процесс. Руководитель театральной студии также включает родителей в репетиционный процесс по созданию спектаклей и предлагает совместное с родителями проведение календарно-обрядовых праздников.
Проанализировав результаты опроса, мы можем сделать вывод, что вся предложенная экспертами совместная детско-родительская досуговая деятельность может быть объединена единой формой досуга - семейным клубным формированием. Следовательно, возможно создать необходимые условия для семейного досуга в рамках семейного досугового клуба на базе ДОУ.
Для изучения целесообразности проекта были проведены социологические исследования: анкетный опрос сотрудников МБДОУ № 292, представленный в приложении (Приложение Б) и анкетный опрос родителей воспитанников МБДОУ № 292, проводившиеся с 1 по 30.03.2024 г., расшифровки по которым представлены в приложении (Приложение В).
Цели исследований - выявление приоритетных форм и направлений деятельности проекта, изучение степени заинтересованности сотрудников и родителей воспитанников ДОУ в работе семейного клуба как формы организации совместного семейного досуга.
Анкетный опрос сотрудников ДОУ № 292, который прошли воспитатели, специалисты, заместитель по УВР и заведующий учреждением в общем количестве - 13 человек.
На вопрос "Каковы, на Ваш взгляд, основные функции учреждения?" респонденты ответили:
образовательная и воспитательная 13 человек;
здоровьесберегающая 6 человек;
развивающая 5 человек;
методическая (консультирование родителей) 4 человека;
функция социализации 3 человека.
При ответе на вопрос: "Какие из функций учреждение выполняет в полном объёме?" респонденты единогласно ответили: "Учреждение выполняет все функции в полном объёме", что говорит о том, что сотрудники положительно оценивают деятельность учреждения.
В вопросе "Необходимы ли ДОУ дополнительные формы работы с родителями?" результаты оказались следующими: "Да" - 10 человек, "нет" - 3 человека. На основе таких ответов мы можем сделать вывод о необходимости введения новых форм взаимодействия с родителями воспитанников.
На вопрос "Хотели (могли) бы вы участвовать в организации и проведении новых форм работы с родителями в качестве специалиста?" 10 человек ответили "да", 3 - "нет", что полностью коррелирует с предыдущим вопросом.
По итогам исследования выявлено три приоритетных направления работы клуба:
1. Погружение родителей в педагогический процесс ДОУ. Педагогами были предложены различные формы работы ("дни открытых дверей", мастер-классы, занятия, игры), где родитель выполняет роль воспитателя или специалиста и погружается в деятельность ДОУ в новой для себя роли, изучая таким образом изнутри правила, режимные моменты, традиции учреждения;
2. Формы работы с родителями, направленные на повышение педагогической грамотности родителей (родительские собрания, родительские тематические "гостиные", родительский клуб, создание "банка родительских идей", "круглый стол", кейс "Секреты воспитания: советы воспитателя", психологические тренинги);
3. Совместные детско-родительские формы работы направленные на сплочение и укрепление связей (родитель-ребёнок, родитель-родитель) - "мини-библиотека", детско-взрослые тематические гостиные, кружок "Хочу всё знать" (дети и родители в игровой форме совместно придумывают вопросы и ищут на них ответы в любых доступных источниках), семейная театральная студия, детско-взрослые утренние зарядки.
Анкетный опрос родителей воспитанников прошли 114 респондентов, что составляет 40% от числа всех воспитанников учреждения. Абсолютное число опрошенных - работающие женщины от 30 до 44 лет. По результатам анкетирования выявились следующие тенденции (Приложение Г):
у всех опрошенных ДОУ посещает один ребёнок;
у большинства опрошенных родителей (60%) возраст, детей, посещающих учреждение - 5 лет, что соответствует старшему дошкольному возрасту;
практически у всех опрошенных дети проводят в ДОУ не более 9 часов день;
самыми востребованными направлениями деятельности с детьми у опрошенных родителей являются ИЗО-деятельность и лепка (92%), двигательно-спортивное (92%), театральная деятельность (83%), познавательно-исследовательское (75%), музыкальное (75%);
большинство опрошенных готовы принимать участие в совместной со своим ребёнком деятельности в свободное время (83%);
также большинство родителей выбрали для совместной деятельности со своими детьми в ДОУ выездные мероприятия в театры и на концерты (67%), экскурсии (42%) и туристические походы (50%), квесты и конкурсы (50%), а также совместные театральные постановки (42%), праздники и концерты (42%);
участвовать в мероприятиях на платной основе готовы менее половины опрошенных.
По данным результатам мы можем сделать вывод о том, что большинство родителей (матерей) готовы принимать участие в совместном с ребёнком досуге в свободное время в ДОУ на бесплатной основе. Интересной особенностью является то, что большинство опрошенных выбрали для совместного с детьми досуга в ДОУ выездные мероприятия (походы в театр и на концерты, экскурсии, совместные туристические походы). При этом, почти все родители считают, что с детьми необходимо заниматься ИЗО-деятельностью и лепкой, театральной, спортивной и музыкальной деятельностью.
Структура проекта:
1. Название проекта семейный клуб: "Солнышко в ладошке".
2. Проблематика. На сегодняшний день не смотря на обширный рынок развлечений семьи с маленькими детьми в силу различных факторов (финансовые трудности, разница интересов, погружённость в социальные сети, занятость на работе\учёбе и др.) испытывают трудности с организацией совместного семейного досуга. Это часто может означать для семьи отсутствие межличностной коммуникации и как следствие ухудшение внутрисемейных взаимоотношений как родитель-ребёнок, так и родитель-родитель. К сожалению, многие семьи не могут наладить коммуникацию, что безусловно, влияет на микроклимат и эмоциональную обстановку в семье, а затяжные недопонимания могут приводить даже к распаду семьи.
По статистике Росстата число разводов по отношению к заключённым бракам неуклонно растёт с 2019 года. А за период с января по март 2024 года число разводов превысило число заключённых браков по стране более чем на 15000. Поэтому неудивительно, что, на сегодняшний день, вопросы семьи и семейных ценностей являются приоритетными для государственной политики. В соответствии с указом президента РФ 2024 год объявлен годом семьи. Его ключевые задачи:
создание условий для рождения детей;
поддержка многодетных и многопоколенных семей,
укрепление репродуктивного здоровья населения;
формирование моды на многодетность.
Данный факт, безусловно, оказывает существенное влияние на деятельность образовательных учреждений.
Сегодня школы и детские сады максимально стремятся к взаимодействию с родителями учащихся/воспитанников, оказывая консультативную, методическую, организационную и другую посильную помощь, осуществляя поиск новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком и с педагогами. Таким образом проект по организации совместного семейного досуга будет являться приоритетным для ДОУ и востребованным для семей его воспитанников. Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна ещё и тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. "Филиалы" клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба кроме воспитателей принимают участие различные специалисты ДОУ ( психолог, логопед, инструктор по физической культуре и др.), также могут привлекаться специалисты из других учреждений (библиотеки, музыкальные школы, театры, музеи).
3. Цели и задачи
Цель - создание семейного клуба "Солнышко в ладошке" на базе МБДОУ №292 г. Красноярска.
Задачи:
изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
создать систему мероприятий для вовлечения родителей в образовательный процесс, формировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку;
организовать занятия по просвещению родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры в форме родительских гостиных, круглых столов, тренингов;
разработать способы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов в работу с семьей в рамках деятельности ДОУ.
4. База проекта - МБДОУ № 292 г. Красноярска.
5. Форма реализации - семейный клуб.
6. Источником финансирования является непосредственно само МБДОУ № 292 (из средств самоокупаемости).
7. Бюджет проекта
Для того, чтобы посмотреть и скачать проект в полном объёме, нажмите на кнопку "Скачать"
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |