15:27
Проект «Адыгский народный танец»

Автор: Ачмизова Марина Ильясовна, музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ ДС № 9 «Колобок» а. Псебе
Населенный пункт: Туапсинский район, Краснодарский край

 

Актуальность:

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

На протяжении длительного исторического периода танцы адыгов выполняли комплекс функций в жизни общества. Разнообразные игры, военная гимнастика и джигитовка воспитывали физическую силу, ловкость и выносливость. Протяжные, заунывные песни, игра на камыле, шичепшине, темпераментные танцы выражали характер народа, отношение к жизни. Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д.

Наиболее распространенные танцы "Удж", "Зафак", "Зыгъэлъат", "Исламей", "ЛъэпэкIас", "Удж-хъурай" дошли до наших дней. Как правило, традиционным народным танцам массового исполнения предшествует индивидуальный танец мужчин – "ЛъэпэкIас", который постепенно переходит в своеобразное состязание. "ЛъэпэкIас", как и другие танцы, исполнялся на праздниках, чаще всего – на праздниках урожая. Молодежь заявляла о своей зрелости, готовности наравне со старшими трудиться и состязаться в играх. Как только раздавались звуки музыки молодежь подхватывала их ритм, начинала бить в ладоши и петь. Всегда находился смельчак, который выскакивал в центр круга, за ним второй, третий – так начинались пляски-состязания. После своеобразного представления – ритуала, означающего начало состязания в танцах, начинался танец, в котором танцовщик демонстрировал свою ловкость и грацию. Такие танцы способствовали разработке техники танца.

Таким образом, народная хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т.е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.

Цель:

Приобщение детей к адыгской народной культуре посредством ознакомления с народным танцем.

Задачи:
- развитие способности и потребности самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия своего народа;
- развитие чувства ритма и музыкальности детей, творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
формирование у детей чувства гордости за свой народ, историю и культуру.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: среднесрочный.

Сроки реализации: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель и музыкальный руководитель.

Необходимые материалы:
Учебно-методическая литература, аудио, видео записи, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, национальные костюмы и предметы быта.

Этапы проекта:
 

1 этап – подготовительный (16-31 марта)
- подбор литературы, музыкального материала;
- подготовка наглядного и дидактического материала;
- выделение целей и задач;
- разработка плана проведения мероприятий проекта.

2 этап – основной (1 апреля -15 мая)
Совместная деятельность с детьми:
- ознакомление детей с иллюстрациями национальных костюмов, головных уборов и акссесуаров;
- организация предметно-музыкальной среды в группе (куклы в костюмах);
- слушание музыки;
- просмотр видеоматериалов с национальными танцами;
- разучивание и выполнение танцевальных элементов;
- подготовка к выпускному празднику и разучивание адыгейских танцев: «Эльбрус», «Удж», «Зафак»;

Совместная деятельность с родителями:
- консультация для родителей « Народный танец – как элемент нравственного и художественно-эстетического воспитания ребенка»;
- помощь в организации предметно-музыкальной среды (адыгейский уголок, куклы в костюмах);
- работа по подготовке и организации праздника;
- участие родителей в подготовке костюмов для детей.

3 этап – заключительный (16 мая)
- проведение выпускного праздника, на котором планируется исполнение народных танцев.

Интеграция образовательных областей в ходе проведения проекта:
 

«Речевое развитие»
Формирование элементарных представлений об адыгской культуре через знакомство с танцевальной лексикой (зафак, лезгинка, исламей, вращения) и словами, обозначающими предметы, которые используются в танцах (кинжалы, барабаны, кувшины).

«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в области музыки и танца, формирование национальной картины в сфере музыкального искусства, творчества (показ видеоматериалов: фрагменты выступлений государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмес» и государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи «Исламей»).

«Художественно-эстетическое развитие»
- выразительность, легкость и точность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
- освоение сложных видов движений: элементы лезгинки, вращения, прыжки. Разучивание народных танцев «Зафак», «Эльбрус», «Удж».

«Физическое развитие»
Утренняя гимнастика под музыку : музыкально-ритмические композиции «Жаворонок», «Голубая вода», «Пластический этюд».

«Коммуникативно-личностное развитие»
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- формирование представлений о музыкальной и танцевальной культуре и искусстве; развитие игровой деятельности;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. – СПб: Музыкальная палитра, 2012.
2. Борзов А.А. Танцы народов мира. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006.
3. Бромлей Ю. В. Традиционная культура и этнография / Ю.В. Бромлей // Современные проблемы этнографии. М., 1981. — №3.
4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2007.
5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день.-СПб: Композитор, 2009.
6. Картушина М.Ю. Праздники народов мира. – М.: Скрипторий, 2009.
7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Топ-топ, каблучок.- СПб: Композитор, 2000.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005.
9. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
10. Портнов Г. Танцы народов мира. – СПб: Композитор, 2008.
11. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII -XIX вв. / Е. Н. Студенецкая. М., 1989.
12. Суханов И.В. Традиции и преемственность поколении / И.В. Суханов. -М., 1976.

 

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Методические разработки | Просмотров: 123 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2020 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.