12:41
«Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Автор: Крупнова Анна Сергеевна, музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ №54 «Детский сад Белочка»
Населенный пункт: г. Муром

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А. Сухомлинский

1. Условия возникновения 
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Вместе с тем, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. 
Являясь одним из важнейших приоритетов системы образования в целом, работа с по здоровьесбережению занимает особое место и в деятельности нашего детского сада.

Базой формирования опыта является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей». ДОУ функционирует с 1963 года и рассчитанo на 10 групп, из них - 4 раннего возраста, 6 - дошкольного возраста. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для обеспечения и укрепления психического и физического здоровья детей. Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, спортивный зал и бассейн, кабинеты специалистов. В каждой группе за последние годы создана развивающая среда, отвечающая современным требованиям. Решение воспитательно-образовательных задач учреждение осуществляет на основе ФГОС ДО через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом комплексной примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ред.Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, рядом парциальных программ.

Педагоги в своей работе с детьми используют разнообразные методы и приёмы с индивидуальным подход к каждому ребёнку. Проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.

Однако, организуя работу по обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей, мною было выявлено ряд проблем:
- тенденция ухудшения здоровья детей;
- неустойчивые внимание и память;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- нарушения осанки, лишний вес, неуклюжесть.

Итак, условиями возникновения опыта является следующее:
Во-первых, возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования, внедрением инновационных здоровьесбеоегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Во-вторых, психофизическое состояние - основа гармоничного развития личности ребёнка.
Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыкальное развитие». В эту работу должны быть привлечены как воспитатели так и специалисты, а так же родители воспитанников.

Поэтому основным направлением моей работы стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема опыта: «Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» и поставлена цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему работы с детьми и родителями воспитанников по создание условий зоровьесбережения в музыкальной деятельности.

2. Актуальность опыта  

Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. На мой взгляд, особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

3. Ведущая педагогическая идея
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта –важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром. Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
В связи с этим основной идеей опыта является поиск и внедрение, эффективных форм и методов здоровьесбережения дошкольников в условиях реализации задач музыкального развития дошкольников.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Здоровье ребёнка, как говорится во всемирной организации здравоохранения -это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения. Основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом

Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимается слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.  Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных, на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:
- по музыкальному воспитанию 
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой, концепции К.Орфа, программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;
- по воспитанию здорового ребёнка:
«Как воспитать здорового ребёнка» В.Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников» А.Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Кудрявцева, «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой.

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребёнку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников и инструктора по физическому воспитанию.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий в физкультурно оздоровительной деятельности.
- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни.


• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, воспитателями, медицинским персоналом.

Практическая значимость
- универсальность предложенных форм работы обеспечивают возможность выбора в соответствии с особенностями условий и уровнем развития дошкольников;
- создание и накопление необходимого комплекса методического обеспечения поможет в решении проблем музыкального развития детей;
- материалы опыта могут быть использованы при разработке программ, проектов, направленных на оздоровление детей, создание эмоционального комфорта и благополучия.

III. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном так и в физическом воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыкальное развитие».

Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, позволяющее обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Такая работа ставит перед собой следующие задачи:

1) Образовательные задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связанную речь и её грамматический строй;
- создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования духовно богатой и физически здоровой личности.

2) Воспитательные задачи:
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-выработка потребности к применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
-воспитание ценностного отношения к своему здоровью, необходимого для полноценного развития личности.

3) Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать возможности детского организма;
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Предполагаемые результаты музыкально-оздоровительной работы:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Повышение уровня речевого развития.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Вся работа строится по принципам:
• принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно -образовательного процесса;
• принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип безопасности – не навреди

Реализация этих принципов потребовала разработки системы музыкально-оздоровительной работы, основанной на использовании технологий здоровьесбережения.

Для решения задач по созданию этой системы мною была разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:


1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.
2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
4. Просвещение педагогов и родителей.

Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных трёх типах музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников (ВОЗ).

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия.

Условия нашего ДОУ, где осуществляется музыкально-оздоровительная работа, развитие музыкальных и творческих способностей детей представляет собой:

См. работу полностью ...

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Статьи | Просмотров: 110 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2020 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.