12:41 «Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» |
Автор: Крупнова Анна Сергеевна, музыкальный руководитель Учреждение: МБДОУ №54 «Детский сад Белочка»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 1. Условия возникновения Вместе с тем, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Базой формирования опыта является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей». ДОУ функционирует с 1963 года и рассчитанo на 10 групп, из них - 4 раннего возраста, 6 - дошкольного возраста. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для обеспечения и укрепления психического и физического здоровья детей. Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, спортивный зал и бассейн, кабинеты специалистов. В каждой группе за последние годы создана развивающая среда, отвечающая современным требованиям. Решение воспитательно-образовательных задач учреждение осуществляет на основе ФГОС ДО через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом комплексной примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ред.Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, рядом парциальных программ. Педагоги в своей работе с детьми используют разнообразные методы и приёмы с индивидуальным подход к каждому ребёнку. Проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей. Однако, организуя работу по обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей, мною было выявлено ряд проблем: Итак, условиями возникновения опыта является следующее: Поэтому основным направлением моей работы стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей. Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема опыта: «Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» и поставлена цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему работы с детьми и родителями воспитанников по создание условий зоровьесбережения в музыкальной деятельности. Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. На мой взгляд, особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект. 3. Ведущая педагогическая идея Здоровье ребёнка, как говорится во всемирной организации здравоохранения -это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения. Основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимается слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных, на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности. Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребёнку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников и инструктора по физическому воспитанию. Новизна опыта Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно оздоровительной деятельности.
Практическая значимость Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном так и в физическом воспитании дошкольников. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, позволяющее обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. 3) Оздоровительные задачи: Предполагаемые результаты музыкально-оздоровительной работы: Вся работа строится по принципам: Реализация этих принципов потребовала разработки системы музыкально-оздоровительной работы, основанной на использовании технологий здоровьесбережения.
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных трёх типах музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника. Фронтальные занятия наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия. Условия нашего ДОУ, где осуществляется музыкально-оздоровительная работа, развитие музыкальных и творческих способностей детей представляет собой:
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |
|