14:35 Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи» |
Автор: Белоносова Галина Фёдоровна, музыкальный руководитель Учреждение: МДОАУ «Детский сад №22 «Ромашка»
В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма не совершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации. Известный крупнейший физиолог В.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей. Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Актуальным является целенаправленное развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста. Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности. Это занятия, различные виды развлечений. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Занятия строю с учётом поставленных задач, с использованием разнообразных методов и приёмов: Ритм присутствует во всех видах деятельности музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. На первом этапе было проведено педагогическое диагностирование (по методике К.В.Тарасовой «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»). Обследование показало, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки. Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками (беспорядочный тип ритма), не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку. Свою работу по данной теме начала с младшего возраста. Дети третьего года жизни уже способны передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях: хлопки в ладоши, одновременное топанье ногами, полуприседания, покачивания с ноги на ногу. В ходе обучения этим танцевальным движениям я использую ритмические подговорочки, подпевания, песни Ю.Селивёрстовой, М.Мельник. Это помогает детям быстрее освоить ритмический рисунок. Подражая воспитателю, дети слушают музыку, настраиваясь на нужный ритм, обращают внимание на правильное выполнение жеста, на согласованность музыки и движения. В работе над ритмом мне помогает использование игровых образов: «потопаем и испугаем мишку», «будем прятать руки от зайки». Эти упражнения способствуют выразительному и ритмичному выполнению движений. Со средней группой использовала, в основном, игры с картинками и игры с игрушками. Я прошу детей поздороваться с игрушкой, пропеть и прохлопать её название. Прошу детей придумать ей имя. Детям очень нравятся речевые игры. В таких упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи. Таким примером служит вокальное упражнение «Эхо». Большое значение в развитии ритма у детей с нарушением речи играют координационно-подвижные игры, соединяющие речь, музыку и движение. Ценность игр заключается в том, что они дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат бережно относиться к партнёру во время занятий, сотрудничать. Для развития мелкой моторики применяю пальчиковые игры. Исполнение песен, потешек, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата, развивает речедвигательную координацию рук. При закреплении ранее выученной песни использую различные приёмы в игровой форме: С детьми старшей группы провожу музыкально-дидактические игры, с помощью которых знакомлю детей с длительностями, паузой. К концу учебного года дети самостоятельно выкладывали ритмические рисунки. Кроме этого в занятия вношу элементы элементарного музицирования. Так, например, на музыкальном занятии, которое проходило в форме сказки, дети играли в музыкальную игру «Теремок», где каждому персонажу был придуман свой ритмический рисунок. 1-е занятие 2-е занятие 3-е занятие Работа по развитию музыкальных способностей ведётся в тесном творческом союзе с воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями в различных формах музыкальной деятельности: индивидуальная работа, музыкально-игровые досуги, развлечения, самостоятельная деятельность, утренники. Понимая, что развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, начала работу с создания в группах, совместно с воспитателями, центров музыкального развития, где имеются шумовые и музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, различные костюмы и атрибуты, портреты композиторов. В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: Результатом работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста является: Опрос родителей показал, что дети стали более раскрепощёнными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни. Сравнительный анализ развития чувства ритма у детей с нарушением речи за предыдущий год показывает стабильную положительную динамику. Мои воспитанники с удовольствием выступают на различных городских мероприятиях: в ежегодных конкурсах и фестивалях различного уровня. У детей хорошо сформированы музыкально-ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества, как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |
|