14:35
Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

Автор: Белоносова Галина Фёдоровна, музыкальный руководитель

Учреждение: МДОАУ «Детский сад №22 «Ромашка»
Населенный пункт: г. Новотроицк, Оренбургская область

 

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма не совершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

Известный крупнейший физиолог В.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей.

Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма, точно и эмоционально его воспроизводить.

Актуальным является целенаправленное развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Поставив цель работы – помочь детям активно войти в мир музыки, формировать чувство ритма у детей с нарушением речи в соответствии с современными требованиями, с использованием занимательного игрового материала определила для себя задачи:
- создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие чувства ритма у детей;
- использовать оптимальные методы и приёмы для развития чувства ритма у дошкольников;
- развивать у детей чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения и музицирования в процессе музыкальных игр.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности. Это занятия, различные виды развлечений. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей.
Это музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия.

Занятия строю с учётом поставленных задач, с использованием разнообразных методов и приёмов:
- наглядно-зрительный;
- слуховой;
- практический метод;
- метод интегрированного подхода.

Ритм присутствует во всех видах деятельности музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

На первом этапе было проведено педагогическое диагностирование (по методике К.В.Тарасовой «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»).

Обследование показало, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки. Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками (беспорядочный тип ритма), не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку.
На основании результатов диагностических данных спланировала свою дальнейшую работу: в качестве основного средства взяла ведущий вид деятельности – музыкально-ритмический, который системно усложнятся по возрастам.

Свою работу по данной теме начала с младшего возраста. Дети третьего года жизни уже способны передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях: хлопки в ладоши, одновременное топанье ногами, полуприседания, покачивания с ноги на ногу. В ходе обучения этим танцевальным движениям я использую ритмические подговорочки, подпевания, песни Ю.Селивёрстовой, М.Мельник. Это помогает детям быстрее освоить ритмический рисунок.

Подражая воспитателю, дети слушают музыку, настраиваясь на нужный ритм, обращают внимание на правильное выполнение жеста, на согласованность музыки и движения.

В работе над ритмом мне помогает использование игровых образов: «потопаем и испугаем мишку», «будем прятать руки от зайки». Эти упражнения способствуют выразительному и ритмичному выполнению движений.

Со средней группой использовала, в основном, игры с картинками и игры с игрушками. Я прошу детей поздороваться с игрушкой, пропеть и прохлопать её название. Прошу детей придумать ей имя. Детям очень нравятся речевые игры. В таких упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.
Главенствующая роль в инструментальном сопровождении по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных, шумовых и ударных инструментов. Игры подобраны таким образом, что дети легко переходят от простых заданий к сложным. Все задания строятся на игре и красочно подобранных иллюстрациях.
Используя ИКТ, активизирую внимание и интерес детей, что повышает результативность обучения. Использую игры с именами.

Таким примером служит вокальное упражнение «Эхо».
Педагог поёт имя ребёнка на удобном для всех звуке – дети повторяют. И так по кругу поём имена всех детей.
Педагог поёт имя ребёнка на одном звуке (Ле-на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция внимания, памяти, слухового восприятия, моторной сферы.

Большое значение в развитии ритма у детей с нарушением речи играют координационно-подвижные игры, соединяющие речь, музыку и движение. Ценность игр заключается в том, что они дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат бережно относиться к партнёру во время занятий, сотрудничать.

Для развития мелкой моторики применяю пальчиковые игры. Исполнение песен, потешек, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата, развивает речедвигательную координацию рук.
Пение с движением позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Подбираю такой песенный материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

При закреплении ранее выученной песни использую различные приёмы в игровой форме:
- песня исполняется вместе с детьми с целью закрепления текста;
- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;
- пение по ролям (взрослый – автор, а дети – герои, где каждый ребёнок прохлопывает свою роль);
- пение по ролям, но роль исполняют ладошками;
- вся песня от начала и до конца поётся ладошками;
- выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.

С детьми старшей группы провожу музыкально-дидактические игры, с помощью которых знакомлю детей с длительностями, паузой. К концу учебного года дети самостоятельно выкладывали ритмические рисунки.
Самая сложная работа по развитию чувства ритма проводится в подготовительной группе. Учу детей выкладывать не только ритмические формулы, но и целые ритмические цепочки из картинок. Конечно, дети не всегда сразу справлялись с такими заданиями, поэтому старалась систематически упражнять их в этом.

Кроме этого в занятия вношу элементы элементарного музицирования. Так, например, на музыкальном занятии, которое проходило в форме сказки, дети играли в музыкальную игру «Теремок», где каждому персонажу был придуман свой ритмический рисунок.

1-е занятие
Дети озвучивают героев сказки музыкальными инструментами: мышку – погремушкой, лягушку – рубелём, зайчика – коробочкой, лисичку – арфой, волка – тарелками, медведя – барабаном.

2-е занятие
Дети озвучивали сказку только ритмом, но ритмический рисунок оправдывался характером персонажа. Изображая мышку на барабане, достаточно было поскрести по нему пальцами: зайчик – «прыгучие восьмушки», лягушка – «неповоротливые четверти», медведь – «тяжёлые шаги половинными длительностями».

3-е занятие
Музыкальная игра находила своё продолжение в подвижной игре «Теремок», где дети использовали навыки в образно-ритмических движениях, проявляли творческую активность.

Работа по развитию музыкальных способностей ведётся в тесном творческом союзе с воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями в различных формах музыкальной деятельности: индивидуальная работа, музыкально-игровые досуги, развлечения, самостоятельная деятельность, утренники.

Понимая, что развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, начала работу с создания в группах, совместно с воспитателями, центров музыкального развития, где имеются шумовые и музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, различные костюмы и атрибуты, портреты композиторов.
Собрана картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма, создана фонотека.

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (занятия, игры, упражнения) (Волгоград, 2011).
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества» (СПб.: Композитор, 2000).
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
Тютюнникова Т.Е. «Элементарное музицирование».
Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР».
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм»

Результатом работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста является:
- умение создавать и передавать музыкальный, художественно-речевой и театрально-игровой образ, выразительно и эмоционально петь и двигаться, умение импровизировать;
- проявление устойчивого интереса к музыкально-ритмическим играм и танцам;
- проявление эмоционального реагирования на музыкальные и художественные произведения;
- снижение страха у детей перед неудачей.

Опрос родителей показал, что дети стали более раскрепощёнными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Сравнительный анализ развития чувства ритма у детей с нарушением речи за предыдущий год показывает стабильную положительную динамику. Мои воспитанники с удовольствием выступают на различных городских мероприятиях: в ежегодных конкурсах и фестивалях различного уровня.

У детей хорошо сформированы музыкально-ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества, как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.

 

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Консультации/мастер-классы | Просмотров: 1688 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2021 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.