Автор: Шевченко Нина Алексеевна, воспитатель
Учреждение: МБДОУ детский сад №4
Населенный пункт: г. Артем Приморского края
Образовательные области: познание, социально-коммуникативное.
Программное содержание: дать детям знания о том, чему посвящен праздник 12 апреля, сформировать у детей представление о солнечной системе, первых космонавтах, их труде и их быте. Развивать внимание, память, двигательную активность. Воспитывать гордость за своих соотечественников - космонавтов, желание быть такими же как они.
Словарная работа: солнечная система, планеты, Солнце, Меркурий, Венера, Земля - спутник, Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; звезды, собаки – Белка и Стрелка; первый космонавт – Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова, ракета, иллюминатор, космодром – Байконур.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин о космосе, чтение худ. произведений, изучение схемы солнечной системы и ее планет.
Оборудование: иллюстрации о космосе, космонавтах и планетах, презентации – «Планеты солнечной системы», «Освоение человеком космоса», музыкальное оформление занятия, стенд с материалами о космосе.
Ход занятия.
Воспитатель.
- Дети, какое сейчас время года?
- Какой весенний месяц?
- Какой праздник отмечает вся страна?
- Как вы думаете, что такое Космос? (Дети отвечают).
Космос – это бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю. Это, конечно, небо, в котором можно видеть днем солнце, а ночью луну и звезды. Давайте поздороваемся с ними.
- «Здравствуй, небо – высокое и голубое,
- Здравствуйте, звезды – далекие и прекрасные,
- Здравствуй, Космос – таинственный и загадочный,
- Здравствуй, Земля – родная планета моя!»
Давайте совершим путешествие в космос.
Чтобы добраться в космос, нам нужен подходящий вид транспорта. Послушайте загадку:
Чудо-птица длинный хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета).
- Правильно, ракета у нас уже есть Экипаж, приготовиться к взлету. Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7… пуск.
Дети сидят в ракете, звучит звук запуска ракеты.
Дети, мы находимся в космосе, полет нормальный, посмотрите в иллюминаторы. Как выглядит наша земля из космоса? Правильно, наша земля имеет форму шара, вот как этот глобус. На ней расположены: суша и вода. Вода занимает большее пространство, поэтому из космоса Земля смотрится как голубая планета. Но наша Земля не одна во Вселенной.
Давайте посмотрим на «Солнечную систему», которая находится в бесконечном космосе. Вокруг раскаленного Солнца (что такое Солнце? - звезда, состоящая из раскаленных газов) вращаются планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Их 9. Давайте расскажем о них нашим гостям.
Рассказ сопровождается просмотром видеопрезентации.
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там 9 различных планет,
И солнце - звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
- Первая планета от Солнца - Меркурий. На ней нет ни воздуха, ни воды.
Меркурий - самая маленькая из всех планет, она расположена ближе всех к солнцу.
- Вторая планета - Венера. Самая яркая планета. Люди зовут ее «Утренней» или «Вечерней звездой». Венера сплошь затянута облаками, там можно испечь пироги за 2 секунды.
- Название 3 планеты вы узнаете, если отгадаете загадку.
Эта планета - любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
- Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздух и вода. Спутник земли - Луна.
- Четвертая планета - Марс. Ее называют красной планетой, потому что там много красного песка.
Марс видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались.
- Пятая планета - Юпитер. Она очень большая и поэтому ее называют планетой-великаном. Она состоит из жидкости и газа.
- Шестая планета – Сатурн, вокруг нее вращаются кольца из камня и льда.
Воспитатель.
- Самые удаленные планеты и мало изведанные - Уран, Нептун и Плутон
- Седьмая планета -Уран, ее называют Зеленой планетой.
- Восьмая планета - Нептун. На Нептуне всегда темно и холодно, потому что он находится далеко от Солнца.
Плутон - самая маленькая и легкая планета и самая далекая от Солнца.
Воспитатель.
Людей всегда интересовало, что же находится за пределами нашей планеты. И ученые стали запускать искусственные спутники в космос.
Искусственные спутники - это космические аппараты, летающие вокруг Земли. Со спутников фотографируют поверхность Земли, следят за передвижением масс воздуха, чтобы определить погоду. И если вы по телевизору слышите прогноз погоды на завтра, то это благодаря работе Спутника.
А сейчас давайте посмотрим, как летает Спутник Земли.
У меня на указке прикреплена картинка Спутника. Я ее перемещаю по всему полю «Солнечной системы».
Дети называют его место расположения.
Воспитатель. Ученые не сразу решились отправить человека в космос. Они долго думали, готовились и первыми в космос сначала полетели собачки - Белка и Стрелка. Полет прошел благополучно, собачки вернулись из полета живыми и невредимыми. Давайте их поздравим.
Все космические корабли, которые отправляются в космос, взлетают с космодрома «Байконур», по -казахски - «Байконыр», что значит коричневая, золотая земля. «Бай» - богатство, «қоңыр» обозначает коричневый.
Земля вокруг космодрома с рыжеватым оттенком, трава коричневато – золотистая. Расположение Байконура очень удобное для запуска ракет, благодаря этому расположению, ракеты получают дополнительную скорость при запуске.
Воспитатель. И вот 12 апреля 1961 года полетел в космос человек. И этот день стал праздником.
- Он называется?
- Кто стал первым космонавтом?
- Как называлась ракета, на которой полетел в космос Ю. Гагарин?
- Кто стала первая женщина - космонавт?
Прежде чем лететь в космос, космонавты ведут тщательную подготовку. Они много учатся, занимаются спортом, готовятся к разным неожиданностям. Сначала все тренировки проходят на земле.
Воспитатель. Ребята смотрите в нашу Солнечную систему прилетел космический робот. Он ничего о нас не знает, ему все интересно.
Здравствуйте, дети! Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
Игра «Как живете?»
-Как живете?
-Как идете?
-Как бежите?
-Как вы спите?
-Как плывете?
-Как даете?
-Как берете?
-Как кричите?
-Как молчите?
А сейчас, вот такое вам космическое задание.
Это космическая карта цифр. Их надо найти. Показать и назвать.
Сейчас мы покажем космические знаки.
Назовите их и нарисуйте на спине.
(Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб, многоугольник.)
Робот говорит: эти дети все знают, совсем не интересно, полечу дальше. До свидания!
А теперь давайте подготовим себя к полету, займемся спортом.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте.)
В космос мы летим опять.
(Соединить руки над головой.)
Отрываюсь от Земли,
(Подпрыгнуть.)
Долетаю до Луны.
(Руки в стороны, покружиться.)
На орбите повисим,
(Покачать руками вперед-назад.)
И опять домой спешим.
(Ходьба на месте.)
- Итак, к полету на Землю мы готовы!
Дети встают в круг.
В космическом экипаже очень важна дружба.
Дети говорят слова.
«Только смелый и упорный,
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Наш девиз: «Один за всех и все за одного!»
Вот мы и прилетели.
В это время звучит песня «Трава у дома».
Воспитатель. Расскажите ребята, что вам было интересно, что запомнилось?
Спасибо, ребята, молодцы!
Наши дети - космонавты могут не только летать в космос, но еще и отдыхать.
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |