Автор: Куренкова Ирина Владимировна, музыкальный руководитель
Учреждение: БДОУ г. Омск «Детский сад № 331»
Населенный пункт: г. Омск, Омская область
Цель: создать картину об осени с помощью музыкальных ассоциаций.
Задачи
Образовательные
познакомить детей с картиной омского художника В.Г. Заозерского «Начало весны» и со стихотворением «Утро новое настало» Омского поэта Николая Седова;
закреплять умение двигаться хороводным, дробным шагом; легким бегом, передавая характер музыки; соотносить пение и движения во время исполнения хоровода, знания об эмоциях;
побуждать детей озвучивать шумовыми и музыкальными инструментами в соответствии с текстом стихотворения;
расширять знания детей о осенних явлениях природы;
расширять словарный запас детей;
закреплять навыки нетрадиционного рисования.
Развивающие
развивать у детей вокально - певческие навыки, чувство ритма, мелкую моторику рук;
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и выражать свои музыкальные впечатления в творческой изобразительной деятельности;
формировать умение детей работать в коллективе, самостоятельно и аккуратно.
Воспитательные
воспитывать интерес к музыкальной и творческой деятельности;
воспитывать умение чувствовать и видеть красоту природы.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, художественная литература, социализация, познание и изобразительная деятельность.
Материалы и оборудование: фортепиано, мультимедийное оборудование, презентация, столы, мольберт, палитра, кисть, орешки и листья на ленточках – раздаточный материал, музыкальные инструменты и все принадлежности для продуктивной деятельности.
Дети стоят около входа в музыкальный зал. (слайд № 1).
М.Р. Ребята, вы все видели как легко и весело кружились осенние листочки золотой осенью. Я вам предлагаю забежать в музыкальный зал под музыку, как осенние листочки, легко, изящно, красиво.
Вход детей.
М.Р. Придумано кем-то просто и мудро!
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Предлагаю поздороваться друг с другом не просто так, а обратите внимание на экран (слайд № 2). Как будем здороваться? (с эмоциями). А что такое эмоции? А как мы можем изобразить свои эмоции? (мимика, жесты).
Игра «Спой и изобрази эмоции»
(пение с удивлением, грустью, радостью) (слайд № 3).
М.Р. У всех настроение стало отличное, веселое?
По тропинке мы пойдём и притопывать начнём. (Выполняется топающий шаг мальчиками).
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (Хороводный шаг выполняется девочками).
Упражнение
Дробный и хороводный шаг, девочки и мальчики исполняют отдельно, оценка друг друга.
М.Р. Скажите как же называются движения, которые вы выполняли? (Ответы детей).
М.Р. - Ребята, посмотрите, а что это за предметы? (палитра и кисточка, картина)
- Как вы думаете, кто мог оставить эти предметы здесь? (художник)
- Но почему-то картина не дорисована, и на палитре ужасная черная клякса.. Что же могло произойти? (Высказывание детей).
Слышится смех (слайд №4).
М.Р. Кто это смеется? Ребята, посмотрите на экран!
Клякса. Ха-ха-ха!!! (слайд № 5)
Я - клякса ужасная! Я - клякса грязная!
Краски не люблю!
Всё яркое на свете в цвет черный превращу!
Всё к чему прикоснусь, исчезнет прочь!! Ха-ха-ха!!!
Я - клякса ужасная! Я красок всех сильней!
М.Р. Так вот кто все краски превратил в одну большую черную кляксу! Наверное, поэтому художник не смог дорисовать свою картину!
- Как же нам быть? Картина так и останется не дорисованной? (Нет, мы дорисуем).
- Что нужно для этого сделать? (Освободить от кляксы все краски).
- Вот освободим краски и нарисуем с вами время года, а какое!? Нам поможет в этом музыка.
Дети садятся на стулья. Воспитатель прикрепляет палитру на мольберт.
М.Р. Послушайте знакомые две песни.
- Скажите, о каком времени года поётся в этих песнях? (Осени.)
- Вспомните их названия и композитора.
- Какое настроение выражено в них?
Слушание «Падают листья» муз. М. Красева, «Листопад» муз. Т. Попатенко
М.Р. А сейчас посмотрим репродукции картин известных художников.
Показ картин (слайд №6)
- Скажите, каким песням по настроению соответствуют эти картины?
Слушание песен.
М.Р. Так какое же время года хотел нарисовать художник? (Осень).
М.Р. Сейчас мы дружно петь начнем,
Быстро с красок кляксу уберем!
Чтоб начать петь, мы разбудим наш веселый язычок!
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
1. Улыбайся народ, (губы улыбаются, затем трубочкой)
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
2. Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки. (язык двигается вправо, влево упираясь в щёку)
3. Маятник туда, сюда -
Делает вот так: «Раз – два». (язык двигается вправо, влево по губам)
4. На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался. (высунуть язык и поднимать его вверх и вниз)
М.Р. Молодцы, проснулись наши язычки!
(Воспитатель открывает красную краску на мольберте).
М.Р. В руки листики возьмём, резко носиком вдыхаем и тихонько выдыхаем.
Игра на дыхание «Ветер и листочки » (музыкально - дидактическое пособие)
М.Р. Молодцы, ребятки хороший ветерок получился
(Воспитатель открывает оранжевую краску).
М.Р. Листья желтые танцуют
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют… (листопад).
Распевка «Листики летят это листопад» муз. Е. Тиличеева
М.Р. А как движется мелодия распевки? (вверх и вниз). Попрошу вас показать движение мелодии рукой. (Дети пропевают распевку и показывают направление мелодии рукой).
М.Р. Ребята, вы справились с заданием и смотрите, появилась на палитре жёлтая краска.
(Воспитатель открывает жёлтую краску).
М.Р. Осенью становится холоднее, часто идёт дождь! А нам дождь не страшен мы играем.
Игра со звучащими жестами «Дождь»
Дождик, дождик льёт с утра!
Веселится детвора!
Шлёп по лужам, шлёп-шлёп-шлёп.
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп-хлоп.
Дождик нас не поливай, а скорее догоняй!
М.Р. Никого дождик не замочил !
(Воспитатель открывает зелёную краску).
М.Р. Ребята, посмотрите на экран, а это что такое? (капельки дождя)
- А всегда ли дождь идет одинаково?
- А почему одни капельки маленькие, а другие большие? (короткий и долгий звук).
- А чередование коротких и долгих звуков называется? (ритм)
Я предлагаю вам на орешках озвучить ритмический рисунок дождя.
Ритмическая игра « Дождик» (орешки) (слайд № 7, 8, 9)
М.Р. Вы правильно исполнили ритм .
(Воспитатель открывает голубую краску).
М.Р. Узнайте по вступлению знакомую песню, о чём она? В каком характере будем исполнять её. (Весело, задорно, в быстром темпе, радостно, игриво). Какие инструменты могут изобразить дождь? (Треугольник, колокольчики, бубенцы).
Песня «Дождик» муз. А. Евтодьева
М.Р. Вы, ребята спели выразительно песню.
(Открывает синюю, фиолетовую краску).
Воспитатель. Смотрите! Палитра наша ожила,
И яркими красками вновь расцвела!
М.Р. Спасибо вам, ребята, все краски освободили от ужасной кляксы! Но прежде чем вы начнете дорисовывать картину, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра « Нарисуй Осень!»
- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
- Нарисуем осень (движения рисования художника).
- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
- Речку голубую (волнообразные движения руки).
- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).
- Выбирай любую! (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).
М.Р. Предлагаю пройти к столам и приступить к работе.
Продуктивная деятельность «Краски Осени» под музыку. Прикрепить работу на мольберт.
Воспитатель. Как вы думаете, у нас получилось дорисовать картину? Да, какая красивая картина осенней природы.
А теперь об осени
Песню мы споём,
И грустить не будем,
Мы осенним днём!
Хоровод «Если осень к нам в гости пришла» муз. М. Сидоровой
М.Р. Ребята! Что вы сегодня делали? (дорисовали картину Осени). Ачто помогло вам нарисовать её? (музыка и краски Осени). А почему вы такими красками нарисовали картину? Что для вас было трудно выполнить, а что легко? Вы меня порадовали. Пели дружно, весело, радостно. Правильно и ритмично изображали ритм дождя, танцевали в осеннем хороводе.
Воспитатель. А что не хватает в картине? (рамки). А ее мы сделаем в группе в творческой мастерской.
М.Р. Спасибо вам ребята, до новых встреч с музыкой! (дети выходят с картиной).
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |