Автор: Романова Наталия Юрьевна, музыкальный руководитель
Учреждение: ГБОУ Школа №1353 имени генерала Д.Ф. Алексеева
Населенный пункт: г. Москва
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с балетом, как жанром музыки;
Закрепить знания детей о творчестве П.И. Чайковского.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, давать эстетические оценки, высказывать суждения, совершенствовать художественно-речевые навыки.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к прекрасному посредством танца, музыки и изобразительного искусства.
Методическое обеспечение: портрет П.И.Чайковского, видеозапись фрагментов балета «Щелкунчик».
Оборудование:
Музыкальный центр, компьютер, экран.
Ход занятия
Музыкальный руководитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня продолжаем знакомство с балетом « Щелкунчик». Мы посвятили этой замечательной музыке уже несколько занятий и я хочу вас спросить: «Что такое балет?»
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Да, это театральное представление на определенный сюжет из танцев и пантомим под музыку. В его создании принимают участие очень много людей. Давайте подумаем: «Кто работает над балетом?»
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Правильно. Сначала автор придумывает либретто. Он создает его на основе каких-либо источников (на основе сказок, рассказов и т.д.), либо придумывает свое.
Либретто – это краткое изложение балета, оперы, пьесы (слайды). В основе балета «Щелкунчик» лежит либретто сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». После того, как написано либретто, можно придумывать музыку. Кто сочиняет музыку? Правильно, композитор. Кто является композитором балета «Щелкунчик»?
Ответы детей (слайды).
Музыкальный руководитель.
Музыку для балета исполняют музыканты, оркестр (слайды). Посмотрите, где сидят музыканты? В оркестровой яме. Они не видят, как танцуют на сцене, поэтому ими руководит дирижер, чтобы исполнение было точным. А еще нужен хореограф, который придумывает танцы к балету (слайды). И конечно, же танцовщики, балерины (слайды). Рассмотрим, во что они одеты: пуанты, пачки. Это специальная одежда для балета. Для каждого спектакля шьют новые костюмы, делают декорации, придумывается грим — всем этим занимаются стилисты, портные, художники-декораторы, визажисты. А сейчас немного вспомним про либретто балета.
Звучит запись марша.
Музыкальный руководитель.
Ребята, что здесь происходит? О чем рассказывает нам музыка, какую картинку мы можем увидеть?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Действительно мы попадаем на праздник. Новогодняя елка наряжена, собираются гости. Дети рассматривают подарки. Какой характер у этой музыки? Легкий, веселый, праздничный, игривый, стремительный. Чтобы усилить впечатление сказочности, игрушечности, П.И. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны. Но что происходит дальше?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королем.
Звучит фрагмент аудиозаписи.
Как звучала музыка? Музыка таинственная, злая, осторожная, потом звучит все громче. Происходит сражение Щелкунчика и игрушечного войска с мышами. Как можно догадаться, что Щелкунчику помогают? Какие инструменты мы слышим? Кто еще помог Щелкунчику победить?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Ребята, кто-нибудь из вас был на балете? А вы хотите туда попасть? Тогда смотрим видео-отрывки из балета «Щелкунчик П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель.
Вам понравилось? Как музыка и танец выразительно передают настроение, раскрывают сюжет балета.
А сейчас я хочу предложить музыкальную викторину. Вы должны послушать и назвать музыку из балета, которую мы слушали на прошлых занятиях.
- Вальс снежных хлопьев
- Вальс цветов
- Танец пастушков
- Китайский танец
- Арабский танец
- Испанский танец
Музыкальный руководитель.
Молодцы, вы прекрасно знаете музыку. В заключение, мы побываем с вами в гостях на празднике в королевстве сладостей. Нас встречает Фея Драже.
(Звучит музыка Феи Драже).
Музыкальный руководитель.
Какая это музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Волшебная, нежная. Она вся переливается, звенит. Происходит настоящее волшебство. Такое необычное звучание создает музыкальный инструмент, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано. П.И. Чайковский привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.
Ребята, вам понравилось путешествовать по сказочной стране Феи Драже?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель.
Тогда я предлагаю дома вам нарисовать эту страну. Как вы ее представляете?
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |