18:37 Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения |
Автор: Саленкова Алла Николаевна, музыкальный руководитель Учреждение: МБДОУ д/с 10 «Белочка» Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора. Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами: воспитателем, тифлопедагогом, врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой). Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений. На ПМПК совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, проводится подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяется их последовательность и методика проведения. Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи: Для решения каждой из этих задач подбираются музыкально-дидактические игры. Приведем примеры некоторых из них. Развитие слуховой и пространственной ориентировки «Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал (это вариант для младших групп). В старших группах задание усложняется: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны с закрытыми глазами определить, в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади). Или выбирается группа детей, которым дают по музыкальному инструменту в руки. Дети, услышав звучание такого же инструмента как у них, должны на нём сыграть. «Найди свою игрушку» – по залу расставлены игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к зайчику и т. д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно, по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке. «Светофор» – для игры используют три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбирается музыка: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти, умение различать музыку по жанрам. Например, тихая, спокойная музыка -может быть колыбельной, бодрая, энергичная – марш, быстрая и веселая – любая плясовая. «Пчелки» - дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и. т.д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции. «Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета (младший возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст). Укрепление мышц глаз «Цветные ленточки». Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете. «Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игре сделано в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используются такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем (по принципу мозаики с пазлами). «Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки. Развитие подражательных функций В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например. Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления. Для детей с нарушением зрения подбирается фонотека различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подбирается музыкальный материал для релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок. Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. Занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему миру. Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой) и тифлопедагогом, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей. Библиографический список
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |
|