18:37
Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения

Автор: Саленкова Алла Николаевна, музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ д/с 10 «Белочка»
Населенный пункт: г. Кулебаки

   Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.

   Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами: воспитателем, тифлопедагогом, врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой).

   Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений.

   На ПМПК совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, проводится подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяется их последовательность и методика проведения.

   Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи:
⦁ развитие слуховой и пространственной ориентировки;
⦁ использование цветов, тренирующих сетчатку глаза;
⦁ совмещение зрительного и слухового образов;
⦁ укрепление мышц глаз;
⦁ формирование бинокулярного зрения.

   Для решения каждой из этих задач подбираются музыкально-дидактические игры. Приведем примеры некоторых из них.

   Развитие слуховой и пространственной ориентировки
   «Кто в домике живет» - детям дают по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик.

   «Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал (это вариант для младших групп). В старших группах задание усложняется: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны с закрытыми глазами определить, в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади). Или выбирается группа детей, которым дают по музыкальному инструменту в руки. Дети, услышав звучание такого же инструмента как у них, должны на нём сыграть.

   «Найди свою игрушку» – по залу расставлены игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к зайчику и т. д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно, по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке.
Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов

   «Светофор» – для игры используют три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбирается музыка: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти, умение различать музыку по жанрам. Например, тихая, спокойная музыка -может быть колыбельной, бодрая, энергичная – марш, быстрая и веселая – любая плясовая.

   «Пчелки» - дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и. т.д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции.

   «Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета (младший возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст).

Укрепление мышц глаз

«Цветные ленточки». Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.

«Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игре сделано в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используются такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем (по принципу мозаики с пазлами).

«Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.

Развитие подражательных функций

   В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например.
«Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение.

   Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления.

   Для детей с нарушением зрения подбирается фонотека различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подбирается музыкальный материал для релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.

   Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. Занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему миру.

   Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой) и тифлопедагогом, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей.

Библиографический список
 1. В.П. Ермаков. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2017. - 240 c.
2. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки [Текст] / Н.А. Ветлугина; под ред. В.Н. Максимова. - М., 1980. - 219с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М., 1968. - 416с.
4.Горшкова Е.В. От жеста к танцу [Текст] / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 173с.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с. 40. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 227с.

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Статьи | Просмотров: 217 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2020 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.