Автор: Рыбачук Анна Сергеевна, музыкальный руководитель
Учреждение: МБДОУ «ЦРР-Детский сад №75»
Населенный пункт: г. Кострома
Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, знакомить с творчеством русских поэтов, писателей. композиторов
Задачи:
• учить воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности
• развивать интерес и любовь к русской народной культуре
• развивать чувство сопричастности, понимание чувств авторов произведений, музыкальных, литературных и художественных
• побуждать к внимательному слушанию и восприятию музыки
Ход:
Муз.рук.: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать стихами:
(читает стихотворение)
«Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах…
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят».
Муз.рук.: Вы поняли о каком времени года мы будем сегодня говорить?
Дети: Да, об осени
Муз.рук.: Скажите мне пожалуйста, а вы любите осень?
Дети:……
Муз.рук.: У меня есть осенние листья (ставит листья на подносе на столы): если вы любите осень – возьмите красный листок, а если не любите – возьмите жёлтый листок.
Дети выбирают осенний листок.
Муз.рук.: Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами поэтов, художников и композиторов, которые воспевали это время года. Мы будем не только слушать музыку и говорить о ней, но и постараемся увидеть музыку, как видят её художники.
Вы, наверно, спросите: «А как можно увидеть музыку?». Давайте попробуем провести эксперимент: превратимся в творцов, которые способны увидеть звучащую музыку в своём воображении.
Закройте глаза, будет звучать музыка. Интересно, какую картину каждый себе представит.
слушание музыки А.Вивальди «Осень»
Разговор о прослушанном произведении.
Выходит Золотая Осень.
Муз.рук.: А не об этой ли красавице, мы ведём разговор. Здравствуй, красавица Осень!
Осень: Здравствуйте, ребята! Я услышала свою музыку, мне посвятил её итальянский композитор А.Вивальди, которая так и называется «Осень». Скажите, пожалуйста, какой он меня изобразил?
Дети:…….
Осень: Правильно, он изобразил меня яркую, пышную, нарядную, золотую. Вивальди услышал музыку в природе и записал её нотами. Вы охарактеризовали эту музыку такой, какой её задумал композитор. Молодцы, вы угадали замысел композитора.
И сейчас я предлагаю вам ещё раз прослушать это произведение и полюбоваться картинами русских художников, которые воспевают золотую осень.
Звучит музыка А.Вивальди «Осень»
и идёт видеопрезентация с картинами художников,
в этот момент Осень меняет венок и накидку (поздняя осень).
Муз.рук.: Но не всегда Осень бывает такая нарядная, яркая и праздничная. Вот как поэт Сергей Есенин изображает осень в своих стихах: (слайд к стиху)
«Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось».
Муз.рук.: О какой осени здесь говорит поэт?
Дети:….
Муз.рук.: О поздней, с дождями, холодными ветрами, с грустью об ушедшем тепле, тёплом лете…
Отрывок «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.
Осень входит в другом венке
Муз.рук.: Я вижу, что к нам вернулась Осень, но она уже другая, наряд её более строгий, скромный. Как вы думает, почему осень так изменилась?
Дети:…
Осень: Я согласна с вами, дети. Позднюю осень изобразил П.И.Чайковский в «Осенней песне». Давайте вместе со мной прослушаем её.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и идёт видеопрезентация с картинами И.Левитана.
Осень: Ребята, скажите, пожалуйста, что мы можем сказать о характере этого произведения?
Дети: мелодия жалобная, задумчивая, тоскливая
Осень: Я осень грустная, дождливая. В моей музыке слышны и шелест падающих листьев, и порывы ветра (проигрывает муз.рук.)
Каждая пьеса П.И.Чайковского сопровождается стихотворениями. Перед «Осенней песней» он поместил отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Толстого.
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтевшие по ветру летят.»
Как и музыка П.Чайковского стихотворение такое же печальное и грустное.
И на картинах И.Левитана мы тоже видим совсем другое настроение и другие краски (серые, тусклые).
Осень: Ребята, скажите пожалуйста, похожи ли прослушанные произведения между собой?
Дети: Нет, у А.Вивальди осень яркая, нарядная, а у П.Чайковского грустная, тоскливая, печальная.
Муз.рук.: Вот мы с вами прослушали два замечательных произведения «Осень» Вивальди, которое изображает золотую осень и «Осеннюю песнь» П.Чайковского, которое изображает позднюю осень. Так же увидели, как художник изображает разную осень. А теперь мы с вами попытаемся увидеть прослушанные произведения и запечатлеть их в необычных картинах. Перед вами лежат листы бумаги и восковые карандаши, которые помогут вам создать свои цветовые образы и настроение музыки. Мысленно разделите свой лист на 2 части. Ваш рисунок на одной части листа должен передавать настроение музыки А.Вивальди, рисунок на другой части – настроение музыки П.Чайковского. Потом мы сравним эти два рисунка – будут ли они так же отличаться, как и музыка двух композиторов?
Звучат ещё раз музыкальные произведения
и дети на фоне них рисуют разную осень.
Осень: Сегодня вы стали музыкальными художниками, вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили свои музыкальные впечатления. Этот эксперимент мы назовём «Рисуем музыку» и разместим ваши работы на выставке. Прежде чем разместить ваши работы на выставке, мне бы хотелось вам предложить ещё раз выбрать листья. Напомню красные листья – если вы любите осень, жёлтые – если не любите. Может у кого-то и поменяется мнение об осени.
Я очень рада, что вы любите осень…
Рассматриваем рисунки и делаем выставку.
Осень уходит.
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |