17:55
Интегрированное занятие «Музыка Д. Д. Шостаковича «От прошлого в будущее»

Автор: Семенова Ирина Николаевна, музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ «Полянский детский сад «Родничок»
Населенный пункт: с. Поляны, Рязанского района, Рязанской области

 

Программное содержание:
- познакомить детей с творчеством композитора Д.Шостаковича. Дать понятие об изобразительности музыки Шостаковича на примере темы нашествия из Седьмой симфонии;
- закрепить представления детей о пьесах Д.Шостаковича «Танцы кукол» в театрализованной игре.

Ход занятия
Звучит музыка – начало 7 симфонии Шостаковича – тема мирной жизни. Дети заходят в зал и садятся. На фоне музыки начинается рассказ.
Музыкальный руководитель.
   Дети, мы собрались сегодня вместе, чтобы послушать музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

   Д. Шостакович родился более 100 лет назад. Он гениальный композитор нашего времени. Это человек, которого волновала судьба Родины, судьба народа. «Его музыка не только завораживает, убеждает, заставляет мыслить, радует или печалит. Она повествует о самом главном – о горестях и надеждах современного человека», - писал композитор А. Петров.
В музыке нет слов, но мы с вами, дети, понимаем, о чем хотел рассказать композитор. Языком музыки – звуками нам рассказали о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить людям.

   У Д. Шостаковича есть произведения, в которых он умел заразительно смеяться. Он высмеивал зло, глупость, в его музыке много остроумия, едкого и доброго смеха.

   Д. Шостакович писал музыку к фильмам, сочинял песни. В них много доброты и милосердия.
Дмитрий Шостакович с самого раннего детства тянулся к музыке. Она постоянно звучала в доме. У соседей в квартире играли на виолончели, скрипке, собирались маленькие оркестры. Его мама была пианисткой, а папа хорошо пел. Маленький Митя Шостакович мог часами сидеть и слушать домашние концерты. Первой учительницей музыки, игры на фортепиано было его мама, София Васильевна. Когда Шостаковичу было 13-14 лет, были напечатаны его первые серьезные сочинения: «Скерцо» для оркестра, «Три фантастических танца» для фортепиано; позже – две песни на стихи Крылова («Стрекоза и муравей» и «Осел и Соловей») для голоса с оркестром. В 13 лет Дмитрий Шостакович поступил учиться в консерваторию. Талантливого мальчика- музыканта называли «русский Моцарт».

   Уже в юности проявился сильный характер Шостаковича. Шла гражданская война. Помещение консерватории не отапливалось, было голодно. Но, несмотря на голод, холод, болезнь (юный Шостакович тяжело заболел, и последствия этой болезни проявлялись всю его жизнь), он упорно, настойчиво учился, чтобы стать и пианистом, и композитором. Транспорт не работал, и Шостакович каждый день ходил в консерваторию пешком (несколько километров). Чтобы прокормить мать и сестру (отец умер рано), Дмитрий работал в кинотеатре. Кино тогда было «немое», и надо было сопровождать фильмы игрой на фортепиано. Будущий знаменитый композитор терпеливо преодолевал невзгоды, так как одержимо любил музыку, верил в то, что музыка может укрепить силу духа, надежду в победу.

   Эта вера в силу музыки жила в нем всегда; позже, в годы Великой Отечественной войны, когда Д.Шостакович был известным композитором, он написал музыку, которая поддерживала в людях веру в то, что их страна не погибнет, выживет, победит. И действительно, его Седьмую симфонию слушали люди в блокадном Ленинграде. И эта музыка давала силы бороться, терпеть, ждать.

   Музыку Шостаковича воспринимали по-разному: одни считали ее излишне усложненной, слишком трагедийной для «бодрого» времени строительства социализма или, наоборот, слишком язвительной. Произведения незаслуженно и грубо критиковали, много его прекрасной музыки не исполнялось. Пережить это время было нелегко. Шостакович был необыкновенно трудолюбив, одержим работой. Композитор создал много разнообразных произведений. Это симфонии, оперы, балеты, концерты, квартеты, трио, циклы романсов, оперетты, музыка к кинофильмам.

   Шостакович был человеком необычайной скромности, интеллигентности, доброты и смелости. Гражданские чувства – боль за униженных людей, насилие над человеком, протест против тупости, жестокости, зла – Дмитрий Дмитриевич выражал в своей музыке.

   Время все расставило на свои места. Сейчас музыка Д. Шостаковича признана во всем мире. Его произведения удивляют силой таланта, оригинальным выражением в музыке глубоких мыслей и сильнейших чувств.
Анна Андреевна Ахматова посвятила Шостаковичу стихотворение, в котором писала о его музыке так:

«В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся,
Когда последний друг отвел глаза.
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили».

   Детство Шостаковича совпало с крупнейшими историческими событиями века – первой империалистической войной и Великой Октябрьской социалистической революцией. Дома, в разговорах родителей он слышал горячие отклики на происходящее. А иногда и сам становился свидетелем событий.
Дети, если бы увидели горящий дом, что бы вы почувствовали?
Ответы детей.

Музыкальный руководитель.
   Страшно гудящие самолеты, сбрасывающие бомбы на город, горящие дома, убитые люди – это большая беда. Все это видел Д. Шостакович, поэтому его музыка - очень серьезная. Она передает картины из жизни людей. Седьмая симфония – произведение для взрослых. Она написана в самом начале войны. Седьмую симфонию сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом» - настолько точно передает она дух событий. Это - музыка о схватке советского народа с фашизмом.

   Вначале музыка рассказывает о мирной жизни. Величественная, героическая, «богатырская» широкая мелодия рассказывает о прекрасных качествах человека. Мелодия звучит сначала у скрипок, потом у флейты пикколо. Мелодия словно струится и растворяется в тишине.

Слушаем фрагмент.

   А дальше идет знаменитый эпизод фашистского нашествия, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Доносится дробь военного барабана. На ее фоне возникает мелодия у флейты в низком звучании и флейты пикколо (маленькой флейты) в высоком звучании. Музыка мертвая, холодная, зловещая. Одна и та же мелодия повторяется одиннадцать раз (вариации). Она постепенно звучит громче, сильнее и настойчивее. Как будто механическое чудовище надвигается на все живое, оно растаптывает все на своем пути. Хочется спрятаться, скрыться. Это страшная тема войны. В последних вариациях тема, наконец, приобретает торжествующий характер. Кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Хочется сжать кулаки, хочется стрелять в это чудовище. И вот происходит музыкальное чудо: на предельном напряжении оркестра страшная тема войны заменяется всесокрушительной музыкой сопротивления. Меняется несколько нот и завязывается симфоническая битва.

Слушаем фрагмент "Седьмой симфонии" Д. Шостаковича – тему нашествия.

Музыкальный руководитель.
   Дети, вы знаете, что Великая Отечественная война закончилась победой (русского) советского народа?
Началась мирная жизнь. Люди стали восстанавливать разрушенные города, строить дома, работать на заводах, выращивать хлеб. Дети пошли в школу, в детские сады, стали играть…
И вот однажды от нечего делать мальчик и девочка забрались на чердак.

Мальчик. Как здесь здорово! Смотри, какой – то сундук!
Девочка. Давай, посмотрим, что в нем лежит.
Мальчик. Давай (открывает сундук).
Девочка. Ой, смотри, какие куклы! Точь – в точь, как в сказке про Буратино.
(достают кукол и высаживают их около сундука).
Мальчик. Вот пес Артемон.
Девочка. А вот куколка Мальвина.
Мальчик. А вот смешной Буратино с длинным носом.
Девочка. А вот это шарманщик Карло, а это Пьеро – друг Мальвины.
Мальчик. Смотри, Лена, это – кукла Карабас – Барабас.
Девочка. Какой страшный Карабас, я его боюсь.
Мальчик. Да не бойся ты его, это же игрушка.
Девочка. А я слышала, что иногда игрушки превращаются в живых и настоящих!
Мальчик. Не болтай чепухи! Пусть только появится этот Карабас, я ему как дам (грозит кулаком).
Карабас. (воспитатель выглядывает из – за занавеса). Кто это тут мне грозит? А? (Дети убегают на места). То – то же! Сидите тихо! Начинаем наше представление (открывает занавес). Почтеннейшая публика! Перед вами выступают мои самые лучшие артисты. Открывают представление мои куколки – принцессы! Они исполнят танец «Гавот».

Танец Принцесс «Гавот» (танец с веерами исполняют девочки)

Карабас. (показывает куколку — балеринку). О! как я люблю эту куколку. Моя лучшая куколка – балерина. Хотите увидеть ее танец? Тогда аплодируйте ей. (Дети хлопают). А теперь закройте глаза: раз, два, три!

(Выбегает девочка: «куколка - балерина»).

Танец балерины («Вальс - шутка»)

Карабас. А куда это запропастилась капризная девчонка Мальвина и ее друг Пьеро?

(Заглядывает за ширму – занавес. Видит их среди детей). А, вот вы где сидите! Бездельники! (грозит плеткой). Быстро на сцену. Танцевать, сейчас же танцевать! Музыка!

Танец Мальвины и Пьеро («Романс»)

Карабас садится в кресло и засыпает. Все аплодируют Мальвине и Пьеро. Выбегает Буратино.

Буратино. Тише, тише! Карабас, кажется, уснул!
Музыкальный руководитель. Буратино, держи веревку, да покрепче привяжи Карабаса к креслу, чтоб не кричал на кукол и не пугал наших детей.
Буратино осторожно подходит к Карабасу и обматывает веревкой сидящего на кресле Карабаса. Вынимает из рук «спящего» Карабаса – Барабаса плетку и убирает ее в сундук.
Буратино (смеется). Пусть теперь погрозит нам своей плеткой. Давайте веселиться! Вот если был бы здесь шарманщик Карло, - он сыграл бы нам на своей шарманке веселую музыку.
Шарманщик Карло (воспитатель). А вот и я – шарманщик Карло. Давно я не крутил ручку своей шарманки.
Музыкальный руководитель. Вот она – в сундуке пылится ваша шарманка, уважаемый шарманщик Карло.
(Обращается к детям).
Взял Шарманщик свою шарманку, и зазвучала веселая музыка с таким же названием – «Шарманка», а несколько куколок затанцевали полечку.

Дети танцуют польку. («Шарманка»)

Карабас. Ой! Кто же это меня привязал? А, это, наверное, ты, деревянный мальчишка Буратино?! Сейчас же развяжи меня!
Буратино. А вы не будете кричать на кукол и грозить им плеткой?
Карабас. Не буду, не буду! Развязывай!
(Буратино развязывает Карабаса).
Шарманщик (хвалит детей — танцоров). Молодцы! Хорошо танцевали под мою музыку! Я хочу сыграть вам еще на моей шарманке.
Музыкальный руководитель. Уважаемый Шарманщик Карло, наши ребятки могут сыграть вместе с вами. Сейчас только я раздам им музыкальные инструменты. Почтеннейший Карабас, помогите мне.
(Дети получают бубны, ложки, колокольчики).
Шарманщик. Давайте сыграем музыку с названием «Танец».
Карабас. А я буду дирижировать. Приготовились, дети? Начали!

Игра в оркестре («Танец»)
Карабас (хвалит детей). Молодцы дети, хорошо играли. А куколки все замечательно танцевали сегодня. За это я хочу угостить вас конфетами, а на них – нарисован мой портрет.
Музыкальный руководитель. Вот такая чудесная, необычная история произошла на старом чердаке. А помогла этому музыка Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол».
Шарманщик. А теперь, дети, пойдемте наслаждаться конфетами.
Дети выходят из зала.

 

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 1107 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2021 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.