
Автор: Полухина Наталья Петровна, музыкальный руководитель
Учреждение: ЛГ МАДОУ «ДС №2 «Белочка»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г.Лангепас
Музыкальное воспитание дошкольников - важнейшая составляющая общего образовательного процесса детского сада, направленная на всестороннее развитие детской личности. Музыкальная деятельность оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития детей. Поэтому цель работы музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности воспитанников; формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве.
Современные образовательные технологии помогают эффективно формировать музыкальные компетенции у воспитанников, обеспечивая гармоничное физическое, интеллектуальное и творческое развитие каждого ребенка. Применение современных образовательных технологий помогает развивать у детей чувство ритма, музыкально-ритмические движения, певческие и творческие способности во всех видах музыкальной деятельности.
В своей работе среди новых образовательных стратегий выделяю следующие современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Эти технологии нацелены на оптимизацию образовательной среды, обеспечивают условия для полноценного физического и психологического здоровья ребенка. Такие техники, как логоритмика, ритмопластика, музыкальная пальчиковая гимнастика, валеологические распевки не только способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников, но и укрепляют их здоровье на музыкальных занятиях.
- Логоритмика — комплекс упражнений, сочетающий музыку, речь и движение, способствующий улучшению координации движений, развитию слуха и внимания.
- Ритмопластика — методика, основанная на выразительных танцевальных движениях под музыку, стимулирующая двигательную активность и пластичность тела.
- Музыкальная пальчиковая гимнастика — упражнения для пальцев рук, выполняемые под музыку, направленные на улучшение мелкой моторики и связанного с ней когнитивного развития.
- Валеологические распевки — специальные вокальные разминки перед занятием, улучшающие артикуляционный аппарат, дыхание и подготовку голоса к пению.
Использование валеологических распевок в начале занятия не только подготавливают голос к пению, но и поднимают настроение, задают позитивный тон на весь день, способствуют позитивному восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в группе.
Использование логоритмических упражнений, пальчиковых игр способствуют активному развитию речи и музыкальности детей; обучают взаимодействовать со сверстниками, помогая детям преодолевать барьеры в общении; лучше понять себя и других; снимают психическое напряжение; дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью; сохранить высокую работоспособность.
Проектная деятельность позволяет интегрировать различные виды деятельности вокруг общей темы, способствует развитию самостоятельности, креативности и социальных навыков. В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей. Разработка проектов «Школа юного финансиста», «Семья – источник вдохновения», «Маленькие патриоты большой страны» и реализация мероприятий позволила привлечь внимание дошкольников, вовлечь их в разные совместные мероприятия, участниками которых стали дети, родители, педагоги.
Примеры реализации проекта включают:
- Проект «Школа юного финансиста»: изучение понятий экономики через музыкальные игры и сценарии, что воспитывает финансовую грамотность.
- Проект «Семья — источник вдохновения»: привлечение родителей и детей к совместной деятельности, что укрепляет семейные связи и формирует чувство ответственности.
- Проект «Маленькие патриоты большой страны»: знакомство с традициями и культурой своего народа посредством песен, танцев и народных праздников. Таким образом, проектная деятельность становится инструментом интеграции семьи и общества в образовательный процесс, позволяя создавать комфортные условия для творчества и самореализации ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование цифровых инструментов значительно повышает эффективность музыкальных занятий, привлекая внимание детей и делая обучение интерактивным и интересным.
Обучающие программы: приложения и компьютерные игры, позволяющие изучать основы музыкальной грамоты, различать ноты, мелодии, тембры инструментов.
- Интерактивные доски и презентации: демонстрация визуального ряда в сочетании с музыкой, обогащающая восприятие художественного образа.
- Мультимедиа-ресурсы: просмотр видеофрагментов классических концертов, фильмов и мультфильмов, сопровождаемые яркими аудиовизуальными материалами.
В процессе художественно-эстетического развития ребёнка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.
Игровые технологии
Игровая деятельность является основой раннего детства и ключевым элементом в развитии дошкольника. Именно игра создает наиболее комфортные условия для освоения ребенком разных сфер жизнедеятельности, включая музыкальную. Цель использования игровых технологий заключается в повышении интереса воспитанников к музыкальной деятельности.
- Двигательные игры Эти игры направлены на освоение базовых элементов танца и движений под музыку. Они способствуют развитию крупной и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма и экспрессии. Например, выполнение простых движений под детские песни («Кукла пляшет») или повторение за ведущим определенных жестов и поз.
-Коммуникативные игры Такие игры формируют умение общаться друг с другом, учиться сотрудничать и взаимодействовать в команде. Среди примеров можно назвать игры типа «Передай мяч» или «Хороводы».
- Музыкально-творческие игры Включают элементы импровизации и фантазии. Играющие придумывают собственные мелодии, ритмы, инсценируют сюжеты и создают небольшие театральные постановки. Подобные игры особенно полезны для раскрытия творческих способностей и выражения эмоций.
- Методика Карла Орфа Эта методика основана на сочетании музыки, стихов и движений. Детям предлагается сыграть простейшие музыкальные инструменты, произносить звуки и двигаться под заданный ритм. Метод эффективен благодаря разнообразию форм участия: игра на инструментах, песня, танец, пластика.
- Музыкально-дидактические игры Данные игры используются для закрепления теоретических знаний о музыке. Они бывают настольными, подвижными и словесными. Во время игры ребенок учится распознавать высоту звуков, узнавать инструменты, воспроизводить ритмы и повторять услышанные мелодии.
Таким образом, комплексное применение указанных педагогических стратегий и современных образовательных технологий делает музыкальный воспитательный процесс эффективным и привлекательным для детей дошкольного возраста.

Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все
права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.
|