20:50 «Инновационные формы работы с родителями» |
Автор: Данилова Любовь Николаевна, музыкальный руководитель Учреждение: МДОУ «Детский сад «Чебурашка»
В современных условиях родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей, а также имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания. Дошкольная образовательная организация призвана помогать им в этом. Работники детского сада готовы консультировать родителей по любым вопросам, но эффект будет только тогда, когда эти вопросы актуальны для самих родителей и если родители будут сами активны и инициативны в их решении. Для того, чтобы взаимодействие и сотрудничество стало актуальным для родителя, необходимо создать условия для возникновения интереса родителя к успехам и достижениям своего ребёнка. Т.е. необходимо продумать такие формы организации сотрудничества, при которых центром сотрудничества педагога и родителя станет их ребёнок. В нашем саду осуществляется сотрудничество с семьями воспитанников по реализации образовательной программы ДОУ через вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в рамках проектов, клубов, кружков и других досуговых мероприятий. Музыкально-театральные проекты – это цикл долгосрочных педагогических проектов «С игрой по сказке». В каждой группе в течение года был поставлен спектакль, в котором участвовали педагоги и дети. Родители помогали в изготовлении шапочек, костюмов к спектаклю. Постепенно родители сами стали выполнять небольшие роли со своими детьми. В течение 5-ти лет пребывания ребенка в детском саду совместно с родителями поставили большое количество спектаклей по сказкам. Так в результате реализации проекта появился родительский клуб «Зазеркалье», в рамках которого родители не только создавали условия, но и стали полноправными участниками спектакля – актёрами, костюмерами, декораторами. В старшей и подготовительной группах реализовывалась авторская программа «Волшебные звуки музыки» по развитию интереса к классической музыке у детей. Занятия проводились в форме музыкальной гостиной с введением интеграции видов искусства: музыки, литературы, живописи. Со временем на гостиные стали приходить члены семей воспитанников. Так зародился семейный клуб «Большое искусство – детям». Встречи строились на основе искусствоведческого рассказа по картинам, который сопровождался слушанием классической музыки композиторов разных эпох. Занятия по информационной насыщенности являются итоговыми. Подготовка к ним включает в себя деятельность музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей. Воспитатели в совместной работе обогащают детей знаниями о мире природы, социальном окружении, знакомят с литературными произведениями. В образовательных ситуациях по продуктивным видам деятельности дают представления о художественных средствах выразительности. Именно воспитатели в индивидуальной работе с детьми имеют возможность узнать о переживаниях и чувствах ребёнка, вызванных тем или иным произведением искусства, поэтому мы при подготовке к итоговому занятию ориентируемся на возможности детей, о которых сообщают воспитатели. Музыкальный руководитель знакомит детей с творчеством русских и зарубежных композиторов, с видами различных оркестров, с их составом. Дети с удовольствием музицируют на инструментах Карла Орфа в детском оркестре. Педагог-психолог проводит эмоционально-развивающие занятия с введением игр и игровых этюдов по ознакомлению с эмоциями и чувствами человека. Каждая такая встреча завершается совместным выполнением творческого задания, например, «Открытка для бабушки», «Снеговики и снеговички», «Цветы для мамы» и др. Родители всегда благодарят нас за возможность окунуться в мир искусства вместе с детьми. Из всего сказанного можно сделать вывод: только увлечённые и эмоционально-чуткие взрослые могут помочь ребёнку открыть мир большого искусства, которое будет способствовать развитию любви к Родине. К индивидуальным формам активного взаимодействия педагога, ребёнка и родителя относится кружковая работа. Таким кружком по обучению детей старшего возраста игре на фортепиано является кружок «До-ми-солька». Большую роль в поддержке интереса родителей к обучению детей играет исполнительская деятельность ребёнка. Для этого требуется подготовка материала для домашних заданий – авторская тетрадь донотного и нотного периодов «Музыкальная фасоль». Большую подготовку требую сольные концерты, где родители активно помогают музыкальному руководителю и ребёнку в организации концерта. Дети с родителями выполняют рисунки к музыкальным произведениям, ребенок разучивает нотный текст, учится играть в ансамбле. На сольных концертах дети группы исполняют песни под аккомпанемент ребенка. В такую работу в кружке могут включаться одаренные дети и их родители. За 20 лет работы кружка наш детский сад воспитал не одно поколение музыкантов. Использование этих форм сотрудничества с родителями оказывает большую помощь в организации утренников, развлечений, комплексных и интегрированных занятий, общесадиковских мероприятий, таких, как «День рождения детского сада», «День знаний», праздник успешности «Звёздный дождь», «День подарков» и др. Комплексные и интегрированные занятия «Овощная сказка», «В гостях у королевы ножниц», «Математика и ложки» и др.
Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам. |
|