18:35
План-конспект открытого занятия «По страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского»

Автор: Овсянникова Светлана Олеговна, музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ «ДС ОВ №8»
Населенный пункт: г. Усинск

 

(Слайд1)
Цель:
- закрепить полученные знания о классической музыке, написанной для детей;

- закрепить умение анализировать услышанную музыку;
- развивать творческие способности детей;
- закреплять умение определять на слух следующие жанры: песня, танец, марш;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к музыкальному наследию своей страны;
- воспитывать положительное отношение к творчеству композитора.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картины, портрет, куклы, ложки, бубны, эмблемы.

Ход занятия.
Вводная часть.

Звучит музыка из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят дети с эмблемами знатоков, занимают свои места. (Слайд 2)

Музыкальный руководитель.
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном расписном.

Основная часть.
Музыкальный руководитель.

  Здравствуйте, ребята! Мы завершили нашу совместную работу в проекте «П.И. Чайковский «Детский альбом». Его музыка радует и волнует взрослых и детей всего мира. Всему миру известен его сборник музыкальных произведений «Детский альбом». У каждого из вас есть эмблема, которая говорит о том, что вы хороший знаток «Детского альбома» Чайковского.
Сегодня мы вспомним о творчестве этого великого русского композитора. (Слайд 2)

1 ребенок.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук.
2 ребенок.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Музыкальный руководитель.
  П.И. Чайковский проявлял интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор.
  Ребята, вы знаете, для кого написал Чайковский П. И. «Детский альбом»? (Ответы детей - для своего племянника Володи Давыдова).
Музыкальный руководитель.
Совершенно верно.
Не простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много лет тому назад.
Итак, страничка первая открывается,
Что за музыка у нас начинается?
(Слайд №3)
Звучит фрагмент произведения «Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный руководитель.
  Вы, конечно, догадались, как называется это произведение? (Дети отвечают.) Под эту музыку маршируют деревянные солдатики. Расскажите, какая по характеру, по настроению эта пьеса?
(Смелая, боевая, отважная, решительная, храбрая…)

Послушайте про них стихотворение. (По выбору музыкального руководителя.)
Чётко чеканят твёрдый шаг
Нет, не страшен им лютый враг
С барабаном, ровным строем
Маршируют, как герои!
Не смотрите, что малы-
Они в боях закалены!

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Командир ведёт нас на парад.

Музыкальный руководитель.
Мы попросим наших мальчишек показать, как же маршируют деревянные солдатики.

Мальчики исполняют импровизацию с маршевыми движениями и перестроениями. (Слайд № 4)

Музыкальный руководитель.
Снова наш альбом открыт, и снова музыка звучит… (Слайд №5)

Звучит пьеса «Новая кукла». Дети узнают и называют её.

Игривая, легкая, светлая, добрая, радостная…

Музыкальный руководитель.
Игрушек много есть на свете, а мы в гостях у кукол, дети!
Новую куклу Танюше купили
И в день рождения ей подарили
Очень старался при выборе папа:
Волосы белые, кудри и шляпа,
Бантик чудесный, яркие щёчки
Платье в оборках, туфли, носочки
Лучше для куклы не сыщешь наряда
Рада Танюша и куколка рада.
Таня танцует, танцует душа…
Очень уж кукла её хороша!

Под музыку «Новая кукла» девочки исполняют «Танец с куклами». (Слайд №6)

Музыкальный руководитель.
  В «Детском альбоме есть ещё одно произведение на кукольную тему (открывает следующую страницу), с которым мы знакомились. Как называется второе произведение? («Болезнь куклы»).
Печальная, грустная, плачущая, унылая, умеренного темпа. (Слайд №7,8)

Кукла стонет, кукла плачет
Что, скажите, это значит?
Почему глаза закрыла?
Может ,куколка простыла?

Нам печально и тревожно-
Вдруг помочь ей невозможно?
Как головка горяча
Надо вызвать к ней врача.

Врач поможет ей, и снова
Будет куколка здорова!

Музыкальный руководитель.
И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех!
(Слайд №9)

Музыкальный руководитель.
  Чайковский любил русскую природу, слышал звучание многих русских народных инструментов: это и ложки, бубны, рожки, балалайки…
  Послушаем следующую пьесу и кто догадается, как она называется, поднимет ручку. Во время звучания музыки разговаривать не будем, только после того как стихнет она, будем отвечать на мои вопросы .

Слушание «Камаринская». ( Быстрая, озорная, весёлая, зажигательная, звонкая, плясовая, энергичная).
  «Камаринская» - это русская народная пляска, которой присущ весёлый задорный характер, имеет быстрый темп, мажорный лад. Катя и Владик приготовили небольшой обзор по данной пьесе. (Дети рассказывают по очереди.)

До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И кадка, и ушат, и грабли и ухват,
И веник, и метла, и ножки у стола.

Пляшут чайники, пляшут ложки и горшки,
Сковородки, поварёшки, котелки.
Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз…
До чего сегодня весело у нас!

Над тропинками запылёнными,
Над былинками над зелёными,
И над озером, и над лужицей
Мошки кружатся, мошки кружатся.

А под клёнами, под осинами.
Под берёзами, под рябинами
Возле озера, возле лужицы
Пары кружатся, пары кружатся.

Вот белочка кружит с шишкою,
Волк с лисицею, заяц с мишкою.
Мишка с зайкою ловко топают
И ладошками громко хлопают,
Громко хлопают, громко хлопают.

Быстрые, ловкие, шустрые, бойкие,
Юркие, лёгкие, прыткие, стойкие –
На поляночке среди ельника,
Где во мху стоит почерневший пень.
Где растут кусты можжевельника,
Пары кружатся целый день.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю подыграть на бубнах, ложках. (Слайд №10)

На экране внезапно под музыку появляется Баба-Яга. (Слайд №11)

Кто там не прочь целую ночь
Птичек шугать, деток пугать?
Кто там? Кто там летит над землёй?
Чей там слышится хохот и вой?

Это Баба-Яга, костяная нога
Над землёю кружит, тёмный лес сторожит.
Это Баба-Яга, костяная нога.

Музыкальный руководитель.
А это произведение как можно охарактеризовать? Ответы детей -тревожная, злая, пугающая, грозная, сердитая пугливая.
 

Баба-Яга. (Слайд № 12, 13)
Здрасти! А что это вы тут делаете? (Дети отвечают.) Я сейчас проверю как вы запомнили это произведение.

Звучит полька, дети отгадывают название пьесы по прослушанному фрагменту. (Лёгкая, скачущая, озорная, радостная, стремительная.)
Баба-Яга хвалит детей и предлагает вместе с ней подскоками попрыгать под польку. (Слайд №14)
Дети и Баба-Яга врассыпную или по кругу друг за другом двигаются подскоками. Баба Яга прощается.

Музыкальный руководитель.
Перелистываем следующую страницу. (Слайд№15)

Про пьесу «Мама» ребёнок читает стихотворение.
Мама
Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.
Я так люблю тебя!
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.
Я так люблю тебя!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.
Добрее нет тебя.
Любимей нет тебя
Никого, нигде,
Мама моя, мама моя,
Мама моя!

Музыкальный руководитель.
  Вот мы и следующую страницу «Детского альбома» прослушали, и как наверно догадались даже наши гости, она называется (хором) - «Мама». (Слайд №16)
  Сейчас я буду говорить определения, а вы ребята, если согласны, что она подходит, поднимайте руку. Спокойная, грубая, нежная, заводная, плавная, ласковая.
  А теперь закроем глазки и пофантазируем, помечтаем и кто захочет-поделиться своими мечтами, расскажет нам об этом.

Слушание «Сладкая грёза» (Слайд №17)
После прослушивания желающие дети рассказывают о чем они сейчас думали, мечтали.

Заключительная часть.
Музыкальный руководитель.

  А наша встреча с прекрасной музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского подошла к концу. (Слайд 18)
Ребята, а в заключении скажите мне, какие же произведения вам больше всего запомнились и понравились?

Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают!
До новых встреч на музыкальных занятиях!

Под музыку дети выходят из зала.
  Ребята, для вас у меня есть домашнее задание, предлагаю выбрать каждому понравившееся произведение и к нему нарисовать рисунок, а ваши мамы вам помогут в этом. Через неделю мы с вами вместе организуем выставку рисунков по пьесам «Детского альбома» Чайковского.

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 565 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2019 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах без разрешения правообладателей.