22:35
"Организация и содержание музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в компенсирующей группе"

Автор: Романова Ольга Петровна, музыкальный руководитель

Учреждение: МДОУ детский сад №15 «Улыбка»
Населенный пункт: Городской округ Подольск

 

   В соответствии с “Конвенцией о правах ребенка” (1989) и “Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей” (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями.
   Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

   В декабре 2014 года в нашем дошкольном учреждении открылась группа компенсирующего вида, которую посещают дети с различными заключениями ПМПК, со сложной структурой нарушений (ЗПР, ЗРР, ДЦП, ребенок с синдромом Дауна).
Также как и в массовых группах, дети с ОВЗ развиваются по всем образовательным областям, одной из которых является «Музыкальная деятельность».

   В своей работе мы используем программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой, а также методические пособия Косицыной М.А., Бородиной И.Г. «Коррекционная ритмика» (комплекс практических материалов и технология работы с ЗПР); Новиковской О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»; Анисимовой Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду».

 Музыкальное воспитание в компенсирующей группе взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-развивающего процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

   Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осуществляется в процессе музыкальной деятельности, организованной в различные ее виды и формы. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне занятий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности.

   Занятия музыкой вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т.к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

- восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах). Для слушания музыки использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные), разные по тематике;

- детское исполнительство, которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;
- музыкально-образовательная деятельность, проявляющаяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях;

- детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

   Музыкальное воспитание детей с ОВЗ осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности: музыкальных занятий, музыкальной деятельности вне занятий, художественно-досуговой деятельности.

   Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные занятия в компенсирующей группе проводятся 2 раза в неделю в музыкальном зале фронтально, совместно с воспитателем и специалистами (учителем-дефектологом и учителем-логопедом).

   В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, учитываем их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, наблюдаем за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности. В зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий можем варьировать структуру занятия, а если необходимо, то и его продолжительность.

   Занятия с детьми компенсирующей группы могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.

   Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях и учит использовать их в игровой деятельности, в быту, а с другой — обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

- музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе);

- музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на коврографе, в настольном театре, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.).

   Все виды музыкальной деятельности с детьми вне занятий организуются индивидуально или малыми подгруппами (по 2-3 человека) во второй половине дня в свободное время.

   Художественно-досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников с ОВЗ, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка.

   Праздники и развлечения — важное средство художественного развития, формирования художественной культуры. Активная музыкальная деятельность дошкольников в художественно-досуговых мероприятиях в детском саду дает возможность детям с ОВЗ показать свои навыки в пении, движении под музыку, в театрально-игровой деятельности. Главным условием проведения праздников и развлечений является ролевое участие всех детей независимо от имеющихся у них отклонений в развитии (инсценировка песни Г. Струве «Про козлика», драматизация сказки «Теремок», сценка «Лиса и зайцы»). Важно, чтобы каждый ребенок ощутил радостную атмосферу праздника, чтобы содержание мероприятия соответствовало возможностям таких детей, а не было ориентировано только на показ взрослым, родителям.

   Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в играх «Эхо», «Кукушка», «Кошка и котята» - развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков. Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «В гости к гномам», «Строим дом», «Музыканты» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

   Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют с предложенными им музыкальными игрушками, решили научить их играть на шумовых инструментах (маракасах, бубнах, ложках, круговых трещотках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для игры на них не требуется особой выучки и приёмы просты, представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары. Работа по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах является успешной, потому что дети получают радость и с нетерпением ждут новых встреч.

   Важную роль в организации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она отвечает современным требованиям, носит развивающий характер, реализовывает эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворяет познавательные интересы детей, коммуникативные взаимодействия со сверстниками и взрослым. В компенсирующей группе имеется уголок музыкального развития с набором музыкальных инструментов, иллюстраций, элементами костюмов, шапочек-масок, различных видов театров; музыкальный центр, с помощью которого дети совместно с воспитателем слушают инструментальную музыку, детские песни, музыкальные сказки. Для слушания музыки, при разучивании музыкально-ритмических движений, постановке танцевальных композиций, для развития детского творческого мышления воспитатели используют записи классической, народной и современной музыки дополнительно к программному репертуару.

   По понедельникам в музыкальном зале (2 раза в месяц) проводится коррекционная ритмика учителем-дефектологом совместно с музыкальным руководителем. Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психо-коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по коррекционной ритмике построены на сочетании музыки, движения, речи.

   Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Для ребенка с ОВЗ музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции. На консультациях, в личных беседах, я стараюсь раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития детей. Оформляю тематические выставки в уголке для родителей: «Музыкальное воспитание в семье», «Как слушать музыку с ребенком», «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях». Провожу совместные с родителями праздники и развлечения.

   Основная задача коррекционно-педагогической работы в ДОУ – это создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Эффективность реализации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса во многом определяется высоким уровнем образованности, профессиональной квалификации и взаимодействия и интегрированного подхода в работе всех специалистов нашего дошкольного образовательного учреждения.

 

 


Вы можете скачать материалы только в ознакомительных целях, все

права на материалы, находящиеся на сайте принадлежат их авторам.

Категория: Статьи | Просмотров: 2053 | Добавил: аdmin | Рейтинг: 0.0/0
2021 @muz-rukdou.ru
Все тексты и графические материалы юридически защищены и запрещены к копированию и распространению на других ресурсах.